ПЛАТОН:
pro et contra

Платоническая традиция в оценке
русских мыслителей и исследователей

Проект поддержан
Институтом «Открытое общество»
(Грант HPE 212)

Светлов Р. В. «Русский Платон». Платонизм в русской культуре

Платонизм был представлен в русской культуре с первых веков ее существования уже по той причине, что Русь восприняла христианство в его византийском варианте, на теоретическое же обоснование православия платонизм — хотя бы как теоретический инструментарий — оказывал значительное воздействие. Знаком был и сам Платон — как «эллинский мудрец», являющий «некую правоту перед Богом» языческой философии.

П. Д. Юркевич

Памфил Данилович Юркевич (1827–1874) — философ и педагог, сын священника. Воспитание и образование получил в Полтавской семинарии и Киевской Духовной академии (1847–1851 гг.). В 1851 г. был оставлен при Академии наставником по классу философских наук, в 1852 г. был возведен в степень магистра, в 1857 г. сверх философии ему было поручено преподавание немецкого языка, в 1861 г. он был возведен в звание ординарного профессора и в том же году приглашен на философскую кафедру в Московский университет, где и оставался до конца своих дней.

Юркевич П. Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта

Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета 12 января 1866 года

П. И. Линицкий

Петр Иванович Линицкий (1839–1906) — философ и церковный писатель. Был профессором философии в Киевской духовной академии. Настойчиво подчеркивал рационалистический характер своей философии. Философские принципы Линицкого всего яснее выражены в его книгах: «Идеализм и реализм» (1884–1888) и «Основные вопросы философии» (Киев, 1901). За сочинение «Учение Платона о божестве» (Киев, 1876) он получил звание доктора богословия. Магистерская его диссертация — «Различные направления немецкой философии после Гегеля в отношении ее к религии» — была напечатана в журнале «Вера и разум» за 1887 г. под псевдонимом И. Петров.

Линицкий П. И. Учение Платона о божестве

Что идея блага в системе Платона имеет необходимое и непосредственное отношение к учению его о божестве, — это само по себе ясно из того, как определяется эта идея. Черты, которыми обозначается идея блага в «Республике», таковы, что они могут и должны бы относиться также к божеству. Но вопрос в том: есть ли идея блага само божество, как оно представляется у Платона, так что демиург и идея блага суть только два имени для обозначения одного и того же представления, или же Платон на самом деле разделял идею блага и божества, и если разделял, то как понимал их отношение между собою?

В. Н. Карпов

Василий Николаевич Карпов (1798–1867) — философ, переводчик сочинений Платона. Окончил в 1825 г. Киевскую Духовную академию, в которой с 1831 г. преподавал философию. В 1833 г. он был приглашен в Петербургскую Духовную академию, где занял кафедру философии и там же в 1835 г. стал профессором философских наук. С 1844 г. преподает историю философии, логику, историю послекантовской философии, а с 1865 г. логику и психологию.

Карпов В. Н. Теэтет. Введение

Диалоги Платона «Теэтет», «Софист» и «Парменид», без сомнения, относятся к числу важнейших в сборнике Платоновых сочинений, потому что в них решаются вопросы, касающиеся существенных и высших частей системы великого греческого философа; и эти вопросы непременно требовали решения, ибо вызываемы были современным направлением мышления. Было время, когда и в обществе древнегреческом, как впоследствии и в новоевропейском, люди мыслящие чаще всего толковали о том, в чем должно состоять истинное знание и, как истинное, откуда и каким путем оно получается. В то время тревожных порывов ума к истинному знанию жил и философствовал Платон.

Карпов В. Н. Теэтет

Лица разговаривающие: Э в к л и д,   Т е р п с и о н,   С о к р а т,   Ф е о д о р,   Т е э т е т

Н. Е. Скворцов

Николай Ефремович Скворцов (1836–1902) — философ и педагог. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Был доцентом по кафедре философии в Киевском университете. Переводил Аристотеля и Платона. Получил степень доктора философии за сочинение «"Политика" Аристотеля». Состоял директором 2-й Харьковской гимназии, позже — Историко-филологического института в Нежине.

Скворцов Н. Е. Платон о знании

Основные и главные источники классической философии до Платона, по нашему мнению, суть, собственно, три: Платон, Аристотель и Секст Эмпирик. Затем Цицерон и Диоген Лаэрций, необходимые как источники для всей классической философии, оказываются полезными, однако, в руках только осторожной критики.

Д. Лебедев

Сведения о самом Лебедеве на сегодняшний день оказались недоступными. Для нашей Антологии выбрана заключительная X глава первой части его работы, которая содержит критический разбор известных автору мнений издателей и комментаторов Платона, а также его собственное суждение о диалоге «Федон».

Лебедев Д. Платон о душе. Анализ диалога «Федон»

Что составляет предмет «Федона»: смерть Сократа или исследование вопроса о бессмертии души? Другими словами - есть ли это диалог по содержанию своему исторический или же философский?

А. Н. Гиляров

Алексей Никитич Гиляров (1856–1938) — философ, психолог и писатель, сын Н. П. Гилярова-Платонова. Окончил Московский университет, где до 1887 г. был приват-доцентом философии; затем был профессором Киевского университета. С 1922 г. — академик Украинской АН.

Гиляров А. Н. Платонизм как основание современного миросозерцания в связи с вопросом о задачах и судьбах философии

Мм. Гг.! Я взял на себя обязанность познакомить вас с философией Платона на его произведениях. Я выбрал с этой целью два диалога — «Федон» и «Софист». Оба они одинаково важны для изучения Платона и одинаково интересны в историческом отношении.

Вл. С. Соловьёв

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) — философ и поэт. По отцу, знаменитому историку С. М. Соловьеву, принадлежал к духовному званию (дед был священником в Москве). В 1869–1874 гг. учился сначала на естественном, затем на историко-филологическом факультете Московского университета.

Соловьев Вл. С. Платон и Плотин (cтатьи из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона)

Платон — знаменитый философ, род. в Афинах между 430 и 427 гг. до Р. Хр. По некоторым, впрочем — сомнительным, свидетельствам его настоящее имя было Аристокл, а П. — только прозвание. Семейство его принадлежало к знатному и богатому роду: по отцу, Аристону, он считался потомком последнего афинского царя Кодра, а по матери, Периктионе, был в родстве с законодателем Солоном.

М. А. Орлов

Сведения об авторе этой работы, к сожалению, оказались недоступными. Известно только, что он был преподавателем старших классов в 3-й Одесской гимназии с 1882 по 1885 г. Текст печатается по традиционному для прошлого столетия печатному изданию годовых отчетов деятельности гимназии за это время, с приложением наиболее удачных, выполненных за прошедший период, работ сотрудников и учащихся.

Орлов М. А. Учение Плотина о душе (на основании сочинения его «О бессмертии души»)

Выразителем неоплатонизма в III веке по Р. Х. является Плотин, представитель александрийско-римской школы, которому принадлежит сочинение «О бессмертии души».

Плотин твердо стоит в своем учении о душе на главных принципах платоновского учения: строгое разграничение природы души и тела, преимущество первой над последним, предсуществование душ, божественное происхождение души и потому ее бессмертие, — все эти принципы повторяет Плотин в своей философской системе.

М. С. Корелин

Михаил Сергеевич Корелин (1855–1899) — историк, воспитанник Московского университета, где по окончании его, в 1880 г., был профессором на кафедре всеобщей истории. Круг его интересов был весьма широк: всеобщая история, западноевропейская литература, вопросы теории искусства и эстетики. За исследование легенды о Фаусте был награжден золотой медалью; печатал в одно и то же время в «Историческом вестнике» статьи о культуре Возрождения и романтизме («Эпоха Возрождения и германофильство»).

Корелин М. С. Падение античного миросозерцания (фрагмент)

К началу III столетия нашей эры культурный кризис в римском обществе заметно обострился. Народная религия не удовлетворяла более образованные классы; две главные философские школы, пытавшиеся ее заменить, оказались несостоятельными и утратили всякий кредит. Между тем новая религия, несмотря на стеснения и преследования, усиливалась все более и более и находила себе последователей среди всех классов общества и во всех национальностях.

М. Д. Муретов

Митрофан Дмитриевич Муретов (1851–1917) — русский православный богослов, профессор Московской Духовной академии. Основные труды — о Новом Завете, об учении о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. Незадолго до смерти М. Д. Муретова были изданы его воспоминания — «Годы студенчества» (Богослов. вестник. 1916. № 10–12; 1917. № 1).

Муретов М. Д. Новозаветная Песнь Любви

<…> Христианство, как религия культурная и каким знает его научная теология, явилось перерождением, или претворением, язычества и иудейства в новой всенародной религии — разрушением средостения между эллином и иудеем и созданием нового человека по Богу через Христа Богочеловека. Здесь дается путь как для научного исследования всего вообще христианства, так в частности — и для более полного и верного постижения новозаветной «Песни Любви». Этот путь — сравнение «Песни» с однородными, т. е. поэтическими же, выражениями любви в эллинизме и Ветхом Завете.

П. Верещацкий

Верещацкий П. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме

Вопрос, обсуждению которого будет посвящена наша настоящая лекция, в западноевропейской богословской науке, ввиду исключительного значения для западного богословия Августина и августинизма, занимает место в ряду вопросов сколь важных, столь же и сложных. Несмотря на живейший интерес, какой уделяла и продолжает уделять Августину западная богословская наука и показателем какого служит обширная в количественном отношении и разнообразная с качественной стороны литература и нашего вопроса, последний, однако, до сих пор сохраняет за собой традиционную славу спорного вопроса.

К. А. Кузнецов

Константин Алексеевич Кузнецов (1883–1953) — филолог, историк права, искусствовед, основатель советского музыковедения. В 1906 г. окончил историко-филологический факультет Гейдельбергского университета, в 1907 г. — юридический факультет Московского университета. После этого обучался в Германии у Ф. Вольфрума истории музыки. По возвращении с 1912 г. — приват-доцент Московского университета. В 1913 г. был профессором во Владивостоке, а с 1914 по 1921 г. — профессором Новороссийского университета и Высших женских курсов в Одессе. С 1923 г. начал преподавать в Московской консерватории, где с 1936 г. занимал профессорскую должность, с 1942 г. заведовал кафедрой истории музыки, а с 1943 по 1945 г. — кафедрой истории русской музыки.

Кузнецов К. А. Платон: Введение в анализ «Государства» и «Законов»

К Платону можно подходить разно. Можно брать его таким, каким он нам нужен, на нем обосновывать наш собственный подход к вещам. Таков Платон от неоплатонизма и до неокантианства, от эпохи «Утопий» и до современных поисков решения «социальной проблемы». Можно, с другой стороны, брать букву Платона; подсчитывать число раз, какое встречается тот или иной термин; ломать голову над вопросами об «интерполяциях». Однако, как было кем-то замечено, «философия не может ждать, покуда филология закончит свое дело». А так как филология своего дела заканчивать вообще не собирается, то философии не пришлось бы и думать о начале.

Б. А. Чагин

Борис Александрович Чагин  (1899–1987) — советский философ, доктор философских наук (с 1946 г.), профессор (с 1948 г.), член-корреспондент АН СССР (с 1960 г.). Член КПСС с 1920 г. Окончил Институт красной профессуры (1931 г.). С 1922 г. на преподавательской работе, с 1963 г. — зав. кафедрой истории философии Ленинградского университета, старший научный сотрудник ленинградской кафедры философии АН СССР.

Чагин Б. А. Материализм и идеализм в Древней Греции

Марксистско-ленинская философия исходит в своем историческом развитии из всего прогрессивно-революционного в науке и философии, что было создано в результате развития всемирной истории. Она исходит из опыта классовой борьбы, которая в философии находит свое выражение в борьбе двух основных направлений — материализма и идеализма. <...> История философии является страницей в книге классовой борьбы, закона развития человеческого общества. Вот почему мы обращаемся к изучению истории философии, в частности к изучению философии Древней Греции.

П. П. Блонский

Павел Петрович Блонский (1884–1941) — психолог, педагог и историк философии. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета, с 1913 г. до революции был приват-доцентом педагогики и психологии в Московском университете. Одновременно преподавал на Высших женских педагогических курсах. По философским убеждениям был близок к С. Н. Трубецкому. В 1918 г. защитил диссертацию по теме «Философия Плотина» и выпустил книгу с тем же названием.

Блонский П. П. Философия Плотина

Философия Плотина — последнее значительное слово античной философии, окончательный и, следовательно, решающий ответ на ее вопросы. Для того чтобы понять философию Плотина, надо поэтому раньше выяснить, кем был эллинский философ, что являлось его основной проблемой и как он ее решал.