Комплексное историко-философское и музееведческое исследование «Петербургская философия как историко-культурное явление»

в рамках программы «Проведение фундаментальных научных исследований по областям знаний, обеспечивающим подготовку кадров в СПбГУ», Мероприятие 2, раздел VIII «Общественные науки», шифр в ИАС СПбГУ 23.38.91.2012

Руководитель проекта докт. филос. наук, проф. кафедры истории русской философии философского факультета СПбГУ Алексей Валерьевич Малинов ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ), администратор проекта канд. филос. наук А. В. Цыб ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ), исполнители канд. филос. наук Е. А. Маковецкий, канд. филос. наук А. Г. Никулин, канд. филос. наук С. А. Троицкий, О. Ю. Бахвалова.

Коды темы по ГРНТИ: 02.91.91; сроки проведения: начало — 01.01.2012, окончание — 15.12.2014


Проект направлен на исследование истории становления философского знания в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургском университете в период с XIX века по настоящее время. Основными задачами данного исследования являются: проведение комплексного изучения истории философии в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургском университете и истории философского факультета; объединение научного и практического опыта преподавателей и сотрудников философского факультета СПбГУ для решения проблемы сохранения, использования и управления объектами культурно-исторического наследия; создание учебно-практического пространства для студентов, обучающихся по специальности «история философии» «музееведение», «история русской культуры»; активизация и координация научно-практической, научно-учебной, информационной и иной деятельности; организация и проведение научных и культурных мероприятий; изучение, пропаганда и популяризация достижений петербургских (ленинградских) философов, петербургских (ленинградских) философских школ; формирование у студентов философского факультета уважительного отношения к традициям петербургской (ленинградской) философии, чувства гордости за философский факультет СПбГУ. В ходе реализации проекта для оптимизации и координации исторических исследований и прикладных разработок планируется создание экспозиционно-исследовательского центра «Музей философского факультета».

В ходе реализации проекта для оптимизации и координации исторических исследований и прикладных разработок планируется создание экспозиционно-исследовательского центра «Музей философского факультета».

Проект нацелен на изучение петербургской философии как самобытного историко-философского явления, определения ведущей роли Санкт-Петербургского университета в формировании петербургской философской традиции, философских научных школ, сбор информации и материалов по истории петербургской философии и философии в Санкт-Петербургском университете, поиск новых источников и материалов в архивах и подготовку их к изданию, проведение научных мероприятий (конференций, симпозиумов, круглых столов) по истории петербургской философии, стимулирование исследований молодыми учёными петербургской философской традиции, постановку систематической исследовательской работы по философии в Санкт-Петербургском университете и истории философского факультета.

Петербургская философия, колыбелью которой на протяжении более двухсот лет является Санкт-Петербургский университет, представляет собой уникальное историко-философское явление. В Санкт-Петербургском университете преподавали крупнейшие русский мыслители XIX–начала ХХ веков: В. С. Соловьев, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, Ф. Ф. Сидонский, А. И. Галич и др. Научные направления и школы, созданные петербургскими философами, занимают лидирующее положение в отечественной философии и находятся на уровне достижений мировой науки. К наиболее значительным научным философским школам, формирование и становление которых связано с Санкт-Петербургским университетом следует отнести следующие.

Школу философии науки, представленную работами и курсами преподавателей и выпускников Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета: В. А. Штофом, В. И. Свидерским, А. С. Мамзиным, Л. О. Резниковым, Г. А. Подкорытовым, С. Т. Мелюхиным, М. В. Мостепаненко, И. А. Майзелем, В. П. Бранским, А. С. Карминным, Б. В. Ахлибининским, М. С. Козловой, А. К. Астафьевым, Л. М. Гутнером, К. М. Завадским, О. Ф. Теребиловым, Э. Ф. Караваевым, Р. А. Зобовым и др. Представители ленинградской/петербургской школы философии науки разрабатывают широкий круг вопросов философии физики, математики, семиотики, синергетики, теории относительности, моделирования, кибернетики, медицины и биологии, философских проблем пространства и времени, конечного и бесконечного, методологии науки и социо-гуманитарного знания.

В XIX в. уходят корни петербургской школы истории философии, у истоков которой стояли М. И. Владиславлев, А. И. Введенский, Э. Л. Радлов. Сотрудники современной кафедры истории философии внесли большой вклад в изучение философии от Античности до рубежа XIX–ХХ веков. В разные годы на кафедре работали и работают такие известные ученые, как М. А. Кисель, В. Я. Комарова, З. Н. Мелещенко, З. М. Протасенко, В. П. Федотов, М. И. Шахнович, К. А. Сергеев, Ю. В. Перов, А. Г. Погоняйло, Р. В. Светлов и др.

На рубеже XIX–ХХ веков в Петербурге начала формироваться школа истории русской философии. Первые исследования по истории русской философии были проведены А. И. Введенским и Э. Л. Радловым. В 1961 г. профессорами Ленинградского университета А.А. Галактионовым и П.Ф. Никандровым был опубликован первый советский учебник «История русской философии», переиздававшийся в 1970 и 1989 гг. Изучение русской философии в последующие годы продолжалось Е. В. Водзинским, А. И. Новиковым, В. С. Никоненко, А. Ф. Замалеевым, И. Д. Осиповым, А. А. Ермичевым, А. И. Бродским, И. И. Евлампиевым и др. Петербургскими историками русской философии опубликованы многочисленные источники по истории русской мысли, монографии и обобщающие труды, сделавшие петербургскую школу истории русской философии ведущей научной школой в своей области.

Богатая и длительная традиция петербургской школы философии права представлена именами А. П. Куницына, К. А. Неволина, П. Г. Редкина, К. Д. Кавелина, А. Д. Градовского, Н. М. Коркунова, Л. И. Петражицкого, разрабатывавших различные концепции философии права (естественно-правовые, религиозно-онтологические, историко-генетические, социально-психологические).

Ярким историко-философским явлением следует признать петербургскую школу философии истории, в рамках которой представлены теории исторического процесса, методология истории, цивилизационные концепции. Классическими в этом отношении следует признать работы М. М. Стасюлевича, Н. И. Кареева, А. С. Лаппо-Данилевского, Л. П. Карсавина, С. Л. Франка, В. И. Ламанского, Н. Я. Данилевского, Л. Н. Гумилева.

Современная петербургская школа логики до сих пор занимает лидирующие позиции на всем постсоветском пространстве. Основы петербургской школы логики были заложены в трудах П. Д. Лодия, М. И. Каринского, Л. В. Рутковского, А. И. Введенского, С. И. Поварнина и продолжены Н. П. Поповым, О. Ф. Серебренниковым, И. Н. Бродским, Я. А. Слининым и др.

С.-Петербургская школа философского антиковедения имеет не менее чем 250-летнюю историю. Светское российское антиковедение начинает формироваться в просвещенной академической, дипломатической и писательской среде, возникающей в русле просветительской деятельности Петра Великого и его ближайших последователей. Так известнейший русский поэт-сатирик, дипломат, переводчик, сын молдавского господаря Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744 гг.), владеющий несколькими языками, изучая точные и гуманитарные науки, переводит древних поэтов Горация, Анакреонта. В 1730 Кантемир перевёл на русский язык трактат физика Б. Фонтенеля «Разговоры о множестве миров» (ориентированный отчасти на классическую философскую традицию); в 1742 написал к трактату примечания, явившиеся первой попыткой создания русской философской терминологии и материалистического объяснения важнейших философских понятий. Ввёл в оборот русские речи такие слова, как «идея», «материя», «природа» и др. А секретарь Академими наук в С.-Петербурге Сергей Волчков переводит с немецкого «Житие и дела Марка Аврелия, цесаря римкого…», опубликованные в 1740 г. Начиная со второй пол. XIX века на более высоком научном академическом уровне традицию философских антиковедческих исследований в С.-Петербурге-Ленинграде продолжают такие выдающиеся ученые-гуманитарии, как Ф. Ф. Зелинский (1859-1944 гг.) — автор многочисленных переводов, трудов и этюдов по истории античной культуры, Э. Л. Рáдлов (1854–1928, Об этических отрывках Демокрита // Вопросы философии и психологии. — М., 1892. — Год III, кн. 12. — С. 1-19; Этика Аристотеля (СПб, 1884); Об истолковании Аристотеля (СПб, 1891); В. В. Болотов (См. электронную базу данных «В. В. Болотов как представитель петербургской церковно-исторической школы»), В. С. Соловьев (статьи в словаре Брокгауза и Ефрона по истории античной философии), С. Н. Трубецкой (Метафизика в древней Греции), С. А. Жебелёв (1867–1941) — в 1904–1927 профессор Петербургского, затем Ленинградского университета, автор переводов Аристотеля, Платона), А. Ф. Лосев (петербургский период жизни); Н. И. Новосадский (1859–1941 гг.), выпускник Историко-филологического института, автор интерснейших историко-культурологических исследований «Элевсинские мистерии». СПб., 1887, «Культ Кавиров в древней Греции». Варшава, 1891; «Орфические гимны». Варшава, 1900 г.; С. Я. Лурье (перевод и издание фрагментов Демокрита). В 1868 г. М. И. Владиславлев (1840–1890 гг.) получил степень доктора философии за диссертацию «Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы», а в 1887 г. он назначен ректором Санкт-Петербургского университета, в 1890 году он возглавил кафедру философии в Санкт-Петербургском университете. Его ученик проф. С.-Петербургского университета А. И. Введенский (1856–1825 гг. ) известен курсом лекций «Записки по истории греческой философии» 1890–1891–гг., в котором предложил развернутую концепцию истории античной философии, согласно которой значение древнегреческой философии определяется тем, что в ней закладываются основы того способа мышления, который в различных модификациях проявляется во всей последующей европейской философии.

В послевоенные годы с античными историко-философскими исследованиями в разной степени были связаны имена таких выдающихся ученых как проф. ЛГУ–СПбГУ А. И. Зайцева «Культурный переворот в Др. Греции VIII–V вв. до н. э.», проф. кафедры истории философии философского факультета ЛГУ — В. Я. Комаровой (докт. дисс. — «Становление философского материализма в Древней Греции. Логико-гносеологический аспект диалектики философского познания» (1976).), а в новейшие годы — докт. филос. наук Л. Я. Жмудь (исследования по истории античного пифагореизма), А. Г. Черняков («Онтология времени. Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: ВРФШ, 2001» // «The Ontology of Time. Being and Time in the Philosophies of Aristotle, Husserl and Heidegger. — Phaenomenologica 163, Kluwer Academic Publishers, 2002».), деятельность СПб Платоновского философского общества.

В ходе выполнения проекта планируется организация и проведение ряда научных мероприятий — ежегодной одноименной историко-философской конференции с международным участием, рабочих совещаний коллектива проекта, методических семинаров для обсуждения текущих проблем проекта. Предполагается участие в международных, всероссийских научных конференциях, посвященных близкой тематике, командировки участников проекта в научные и образовательные центры для выполнения работ, связанных с содержанием данного проекта.

Публикации по проекту

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)