Научно-методическое обоснование структуры и содержания дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» ГОС ВПО в контексте Болонского процесса

Руководитель: доктор филологических наук, профессор, проректор по учебно-методическим объединениям СПбГУ Вадим Борисович Касевич

Координационная группа:
• Мурин Игорь Васильевич — доктор химических наук, проф., первый проректор СПбГУ,
• Дементьев Илья Александрович — кандидат химических наук, начальник Учебно-методического управления.
• Петров Андрей Валентинович — кандидат исторических наук, старший преподаватель Исторического факультета, главный специалист научно-методического отдела по работе с молодыми учеными Управления научных исследований СПбГУ.
• Светлов Роман Викторович — доктор исторических наук, профессор Философского факультета, директор издательства СПбГУ.
• Цыб Алексей Васильевич — кандидат философских наук, заведующий научно-методическим отделом по работе с молодыми учеными университета УНИ СПбГУ.

Настоящий проект имеет своей целью исследование проблемы преподавания дисциплин цикла ГСЭ (гуманитарных и социально-экономических) в вузах РФ с учетом следующих факторов, документов, разработок:

  • (1) имеющиеся на сегодня ГОС ВПО 2-го поколения, а также иные нормативные документы, регламентирующие преподавание дисциплин цикла ГСЭ в вузах РФ;
  • (2) положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в части обеспечения качества образования на основе сохранения принципа фундаментальности образования;
  • (3) положения Программы модернизации гуманитарного и социально-экономического высшего профессионального образования в России (2004 — 2008 гг.);
  • (4) опыт преподавания дисциплин цикла ГСЭ в российских вузах различного типа и профиля;
  • (5) принципы Болонского процесса, отраженные в Болонской декларации и последующих документах;
  • (6) позиция и разработки НМС и УМО по соответствующим дисциплинам;
  • (7) стандарты и учебные программы средней (полной) общеобразовательной школы с точки зрения совмещения «выхода» средней школы с «входом» высшей;
  • (8) опыт вузов по взаимодействию со средними школами.
Конечным результатом исследования означенной проблемы должны быть конкретные рекомендации по разработке наборов вариантов для цикла ГСЭ, предназначенных к реализации в вузах разного типа и профиля и легко «встраиваемых» в ГОС ВПО третьего поколения. Варианты цикла ГСЭ должны учитывать опыт и возможности, современное состояние отечественной системы образования, как среднего общего, так и высшего, равно как и западноевропейские и мировые тенденции, прежде всего очерченные Болонским процессом.

Настоящий проект мыслится как продолжение проекта «Научно-методическое обеспечение непрерывного гуманитарного образования с учетом мировых тенденций развития» (2002 год).

Основными требованиями к комплексам методических разработок, которые предлагаются в данном проекте, являются следующие:

• современность методической базы, ориентация на современное состояние науки и педагогической практики;
• взаимосвязь со смежными дисциплинами;
• ценностная характеристика образования, учет диалектического единства тенденции к универсализации норм жизни, хозяйствования, образования и тенденции к сохранению культурного своеобразия регионов;
• использование: компьютерных технологий, баз данных, электронных учебников, средств сети Интернет.

Публикации:

Касевич В. Б., Светлов Р. В., Петров А. В., Цыб А. В. Болонский процесс в вопросах и ответах.  СПб., 2004 (опубликовано в сети 1. 02. 2005) pdf-файл