Проект «Политическое образование и университет в современной России: традиции и новации» осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 07-03-00433а, 2007-2009 гг.), руководитель проекта доктор философских наук, профессор Владимир Александрович Гуторов (e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )


Как и в прошлом, на сегодняшний день различие моделей политического образования определяется характером исторической эволюции обществ. Так, в Западной Европе и США возникновение системы свободного образования, основанной на разветвленной школьной и особенно университетской системе, было обусловлено самой традицией автономии гражданского общества и его институтов. Появление различных авторитарных (тоталитарных) моделей в ХХ веке и их длительное противостояние либеральной традиции политического образования было вызвано отсутствием в России и ряде стран Центральной и Восточной Европы соответствующих предпосылок развитого гражданского общества. Одной из основных задач проекта является преодоление в теоретическом плане весьма характерной для пост-коммунистического мира традиции так называемой «символической политики», вуалирующей процесс формирования бюрократических тенденций в политическом управлении вообще и в сфере высшего и среднего образования, в частности.

В цивилизованном обществе политическая культура и политическое образование не только неотделимы друг от друга, но в известном смысле являются эквивалентами. Политическое образование можно рассматривать как сложную систему, интегрирующую в результате целенаправленной деятельности те элементы культуры, которые определяют характер и формы политической социализации в процессе формирования определенного типа политического поведения и сознания, свойственных данному типу общества и государственному устройству. В современной России университеты, становясь источником новых концепций политического образования, не только открыты всем существующим в обществе тенденциям развития, но и в ответ оказывают на них как непосредственное, так и скрытое влияние. Поэтому в условиях экономического и социального кризиса, который переживает Россия на рубеже тысячелетий, разработка новой концепции политического образования имеет принципиально важное значение для формирования демократической культуры.

Непосредственной целью проекта является разработка адекватной для современной России модели политического образования и определения роли и места университетов в реализации этой модели. Участники проекта ставят перед собой следующие задачи:
• Изучить проблему истории зарождения, развития и функционирования политического образования в Европе и США.
• Определить перспективы формирования новой концепции политического образования в свете современной российской политической культуры.
• Разработать соответствующие практические рекомендации управленческих и политических структур федерального, регионального и муниципального уровней, на основе изучения богатого опыта реализации демократической модели политического образования в странах Западной, Центральной и Восточной Европы, а также в США.

В чем конкретно состоит новизна поставленной задачи. С начала 1990-х гг. (не говоря уже времени «перестройки») было выдвинуто немало проектов, направленных на внедрение новой модели демократической культуры как в системе образования, так и в структуру институтов власти и управления. Предлагаемые авторами этих проектов решения базировались преимущественно на опыте пост-коммунистических стран Центральной и Восточной Европы, и при этом игнорировались результаты дискуссий 1970–1980-х гг., равно как и идеи, сформулированные в трудах классиков русского «серебрянного века». Участники проекта предприняли попытку разработать синтетическую модель политического образования, учитывающую как опыт пост-коммунистических стран, так и современные российские реалии. Существенным элементом исследования является изучение российского исторического контекста политического образования.

Основным методом реализации проекта является компаративистское исследование реалий опыта и традиций политического образования в России и в западных университетах. Конкретными предметами исследования выступают, в том числе, образовательные программы различных европейских стран.

Помимо серии статей предполагается создание компьютерной базы данных, в которой размещаются документация, библиография, публикации, связанные с анализом опыта реализации моделей политического образования в различных странах, прежде всего, в Европе и США. В российских университетах попыток разработки моделей демократического политического образования пока не предпринималось, однако Германия обладает в этом отношении огромным опытом и германские университеты являются бесспорными лидерами в данном направлении. В настоящее время отделение политологии СПбГУ поддерживает тесные контакты со Свободным университетом Берлина и Гейдельбергским университетом в рамках специальных программ сотрудничества. В этом плане перспективным является проведение международной конференции в рамках как данного проекта, так и упомянутых программ сотрудничества с последующим выпуском российско-немецкого сборника, посвященного различным аспектам теории и практики политического образования. Перспективным является также совместная исследовательская работа участников проекта с учеными МГУ, занимающимися аналогичными проблемами, а также сотрудничество с университетскими учеными Северо-Запада России, в частности, — из Новгорода и Петрозаводска, с которыми СПбГУ поддерживает постоянные контакты как непосредственно, так и в рамках Российской Ассоциации политической науки (РАПН).

Современное состояние исследований по данной проблеме, основные направления исследований в мировой науке. В мировой науке проблема политического образования является одной из наиболее приоритетных. Она восходит к традиции западноевропейской политической философии Платона, Ксенофонта и Аристотеля, разработавших концепции «воспитательного государства» в своих утопических проектах («Государство» и «Законы» Платона, «Киропедия» Ксенофонта, VII книга «Политики» Аристотеля). Современная концепция политического образования разрабатывалась в ХХ веке как в различных версиях либеральной и консервативной философии (Д. Дьюи, М. Оакшотт), так и в американской и западноевропейской политической науке. Блестящим примером такой разработки являются книги Д. Сартори (например, The Thtory of Democracy Revisited. Chatam, 1987). В различных западных университетах над данной проблемой работают целые коллективы ученых (например, Свободный университет Берлина, университет в Карбондейле (США) и т. д.). Однако в отечественной науке тема политического образования — при довольно большом объеме материалов на данную тему — еще не получила должного концептуального оформления и осмысления.

Статьи В. А. Гуторова по данной теме:

1. Гражданское общество в политическом измерении (статья) Печ. // Гражданское общество. Истоки и современность. 2-е издание дополненное. Под ред. проф. И.И. Кального, доц. И.Н. Лопушанского. СПб., Юридический центр Пресс, 2002(3 п.л.).
2. Гражданское общество: эволюция практической философии и современная реальность (статья) Печ. // Стратегия формирования гражданского общества в России. Материалы Второго российского научно-общественного форума «Гражданское общество в России как демократический проект, 21-23 февраля 2002 г.». СПб., Изд-во НИИХ СПбГУ, 2002 (2, 8 п.л.).
3. Свобода информации в посткоммунистической России - миф или реальность? (статья) Печ. // «Европейская конвенция о правах человека»: теоретические проблемы и практика реализации в современной России. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 2002 (2,7 п.л.). ( соавторстве с Л.В. Давыдовым.)
4. Civil Society in Europe and Russia. Contemporary Interpretation and Prospects // Transition — Erosion — Reaktion. Zehn Jahre Transformation in Osteuropa. Hrsg. Von Dittmar Schorkowitz. Peter Lang, 2002 (1,5 п.л.)
5. А. Д. Градовский — ученый и социально-политический мыслитель (статья) Печ. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002, № 3 (в соавторстве с И.И. Гуляком)(3, 4 п.л.).
6. Консервативный проект для России: отчуждение от традиции или приближение к ней? (статья) Печ. // Проблема «Другого Голоса» в языке, литературе и культуре. Материалы IV Международной конференции. 27-29 марта 2003 года. СПб., 2003 (0,6 п.л.)
7. Политическое образование и университет в современной России: от индоктринации к формированию гражданского общества. (статья) Печ. // Сб.: Правовое гражданское общество России: перспективы. Спб., 2003. (2,8 п.л.)
8. Голлизм и современная Россия (статья) Печ. // Ежегодник Российской Ассоциации политической науки. М., 2004 (3 п.л.).
9. Современная политическая философия в контексте наследия И. Канта // ПОЛИТЭКС. Политическая экспертиза. 2005, Вып. 2 (0, 7 п.л.) 10. Необходим ли консерватизм посткоммунистической России? // Философия и социально-политические ценности в общественном сознании России (от истоков к современности). Вып. 1, Сб. статей. СПб., 2005 (5 п.л.).

ПУБЛИКАЦИИ

1. Материалы журнала «Политэкс (Политическая экспертиза)»
открыть
2. Политика и образование. Альманах по философии образования, эвристике, методологии и методике преподавания социогуманитарных дисциплин (Методические записки). Выпуск 4. СПб., 2008.
pdf-файл
3. Гуторов В. А. Современная политическая философия как реальность образовательной стратегии в контексте наследия И. Канта
открыть
4. Гуторов В. А. Голлизм и современная Россия: утрата или обретение традиции? (современные политические процессы и ценности образовательной политики)
открыть
5. Гуторов В. А. Политическое образование, демократизация и роль университетов в современной России// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. Ред. — Г. А. Ключарев. М.: Институт социологии РАН, 2008 — C.162–181
открыть

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)