Проект «Современные концепции политического образования: Запад и Россия (опыт сравнительного анализа)» осуществляется в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009–2010 годы)» (проект №2.1.3/4708), рук. проекта докт. филос. наук, проф., зав. кафедрой теории и философии политики Факультета философии и политологии СПбГУ Владимир Александрович Гуторов


Основная исследовательская проблема. Разработка адекватной для современной России модели политического образования и определения роли и места университетов в реализации этой модели. Изучение истории зарождения, развития и функционирования политического образования в Европе, США и России.

Цели и задачи проекта. На сегодняшний день различие моделей политического образования определяются характером исторической эволюции обществ. Так, в Западной Европе и США возникновение системы свободного образования, основанной на разветвленной школьной и особенно университетской системе, было обусловлено самой традицией автономии гражданского общества и его институтов. Появление различных авторитарных (тоталитарных) моделей в ХХ веке и их длительное противостояние либеральной традиции политического образования было вызвано отсутствием в России и ряде стран Центральной и Восточной Европы соответствующих предпосылок развитого гражданского общества. Целью проекта является преодоление в теоретическом плане весьма характерной для пост-коммунистического мира традиции так называемой "символической политики", вуалирующей процесс формирования бюрократических тенденций в политическом управлении вообще и в сфере высшего и среднего образования, в частности.

Актуальность выполнения проекта. Непосредственной задачей проекта является разработка адекватной для современной России модели политического образования и определения роли и места университетов в реализации этой модели. Участники проекта ставят перед собой следующие задачи:

  • • Изучить проблему истории зарождения, развития и функционирования политического образования в Европе и США.
  • • Определить перспективы формирования новой концепции политического образования в свете современной российской политической культуры.
  • • Разработать соответствующие практические рекомендации управленческих и политических структур федерального, регионального и муниципального уровней, на основе изучения богатого опыта реализации демократической модели политического образования в странах Западной, Центральной и Восточной Европы, а также в США. 

Предполагаемые пути получения результата. Основным методом реализации проекта станет компаративистское исследование реалий опыта и традиций политического образования в России и в западных университетах. Конкретными предметами исследования станут, в том числе, образовательные программы различных европейских стран. Помимо серии статей предполагается создание компьютерной базы данных, в которой размещается документация, библиография, публикации, связанные с анализом опыта реализации моделей политического образования в различных странах, прежде всего, в Европе и США. В российских университетах попыток разработки моделей демократического политического образования пока не предпринималось, однако Германия обладает в этом отношении огромным опытом и германские университеты являются бесспорными лидерами в данном направлении. В настоящее время отделение политологии СПбГУ поддерживает тесные контакты со Свободным университетом Берлина и Гейдельбергским университетом в рамках специальных программ сотрудничества. В этом плане перспективным является проведение международной конференции в рамках как данного проекта, так и упомянутых программ сотрудничества с последующим выпуском российско-немецкого сборника, посвященного различным аспектам теории и практики политического образования. Перспективным является также совместная исследовательская работа участников проекта с учеными МГУ, занимающимися аналогичными проблемами, а также сотрудничество с университетскими учеными Северо-Запада России, в частности, - из Новгорода и Петрозаводска, с которыми СПбГУ поддерживает постоянные контакты как непосредственно, так и в рамках Российской Ассоциации политической науки (РАПН). С начала 1990-х гг. (не говоря уже времени "перестройки") было выдвинуто немало проектов, направленных на внедрение новой модели демократической культуры как в системе образования, так и в структуру институтов власти и управления. Предлагаемые авторами этих проектов решения базировались преимущественно на опыте пост-коммунистических стран Центральной и Восточной Европы и при этом игнорировались результаты дискуссий 1970-1980-х г.г., равно как и идеи, сформулированные в трудах классиков русского "серебрянного века". Участники проекта предприняли попытку разработать синтетическую модель политического образования, учитывающую как опыт пост-коммунистических стран, так и современные российские реалии. Существенным элементом исследования будет изучение российского исторического контекста политического образования.

Результаты работы будут использованы для модификации соответствующих разделов учебных программ по теоретической политологии, политической философии и прикладным политическим исследованиям. Предполагается также разработка программ спецкурсов по политическому образованию для магистрантов и аспирантов.

Библиография по современной англо-американской политической дидактике открыть

ПУБЛИКАЦИИ

1. Материалы журнала «Политэкс (Политическая экспертиза)» открыть
2. Гуторов В. А. Политическая дидактика — от Древнего Востока до европейского модерна открыть
3. Политика и образование. Альманах по философии образования, эвристике, методологии и методике преподавания социогуманитарных дисциплин (Методические записки). Выпуск 4. СПб., 2008. pdf-файл
4. Гуторов В. А. Современная политическая философия как реальность образовательной стратегии в контексте наследия И. Канта открыть
5. Гуторов В. А. Голлизм и современная Россия: утрата или обретение традиции? (современные политические процессы и ценности образовательной политики) открыть
6. Гуторов В. А. Политическое образование, демократизация и роль университетов в современной России// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. Ред. — Г. А. Ключарев. М.: Институт социологии РАН, 2008 — C.162-181 открыть

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)