МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЕМИНАР
«ФИЛОСОФСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБЩЕСТВА»


Грецов А. Г.

ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

материалы 6-й ассамблеи молодых ученых и специалистов с. 170

Наступивший XXI век с полным основанием можно назвать веком информации. Объем и доступ-ность информации, имеющейся в распоряжении людей, возрастает лавинообразно, и есть все основания полагать, что эта тенденция в будущем только усилится. Если некоторое время назад человек в ходе обучения мог получить определенный объем знаний, которого «хватало» ему на всю жизнь, то теперь это возможно только в том случае, если он не ставит перед собой задачу интегрироваться в цивилизованное общество.

Это порождает два основных круга проблем. С одной стороны, крайне сложно сориентироваться в постоянно усиливающимся информационном потоке. Для этого необходимо не только владеть эффективными стратегиями поиска необходимой информации, но и представлять, какую именно информацию для чего целесообразно искать, какие ее источники заслуживают доверия, а какие нет.

С другой стороны, большинство знаний, в т. ч. профессиональных, в наше время очень быстро устаревает. В результате мы уже сейчас поставлены перед фактом, что «люди должны учиться всю жизнь», а период «профессионального полураспада» (промежуток времени, в течение которого устаревает поло-вина профессиональных знаний) составляет в некоторых специальностях всего 2–3 года (Г. Крайг, 2000, стр. 776–777). В таких условиях интеграция в информационное пространство и умение ориентироваться в нем служит важнейшим аспектом социализации и духовного становления молодежи.

Для исследования умения молодежи ориентироваться в информационном пространстве мы использовали авторскую анкету и метод неоконченных предложений, объем выборки составил 53 человека (учащиеся 9-х и 10-х классов общеобразовательной школы). Обработка результатов осуществлялась методом контент-анализа. Изучалась сформированность понятия «информация», источники, мотивы и регулярность поиска информации, использование информации при изучении школьных предметов, а также самооценка в области информационной грамотности.

Основные представления наших испытуемых о сущности понятия «Информация» таковы:

Сущность понятия «Информация» Частота встречаемости
1 Информация — это знания, сведения, не важно, какие именно 40%
2 Это знания, но не какие угодно, а только необходимые в учебном процессе 10%
3 Информация отождествляется с ее источниками (книги, телевизор, газеты, собственный ум и т. п.) 13%
4 Информация воспринимается как часть культуры, элемент цивилизации, фактор развития человека 13%
5 Информация — это то, что обладает новизной 6%
6 Информация — это то, что приносит пользу 4%
7 Ответы отсутствуют или неадекватны 14%

Как видно из этих данных, у большинства испытуемых представления о сущности информации и ее месте в жизни современного человека весьма неполные и односторонние.

Для поиска новой информации 70% испытуемых предпочитают всего один способ: работу с книгами (55%), неформальное общение (8%), Internet (7%). Оставшиеся 30% предпочитают использовать сразу несколько способов, первые три места занимают вышеприведенные способы, реже упоминается телевидение, газеты, посещение лекций. В то же время, когда испытуемых просят указать самый простой способ поиска информации, частота упоминания работы с литературой и Internet практически не различается (49% и 46% соответственно).

Интересно отметить, что работа в Internet отмечается как предпочитаемый способ поиска информации всего 7% испытуемых, реально используют этот способ 11% обучающихся, но, в то же время, 46% испытуемых считают это самым простым способом найти информацию. Видимо, Internet воспринимается многими старшеклассниками как своеобразная «скатерть-самобранка», где очень просто найти любую нужную информацию, хотя реально мало кто использует его именно с этой целью.

К сожалению, поиск школьниками и студентами учебной и научной информации в Internet иногда сводится лишь к разыскиванию рефератов по заданным преподавателями темам с последующей их сдачей под видом собственных работ. Зато Internet выступает в качестве самого доступного источника информации по вопросам приобретения и употребления наркотических веществ, нетрадиционных форм сексуальных отношений и т. п. Возможности, предоставляемые в сфере приобретения информации, очень велики, а вот кто как распорядится ими — зависит не столько от Internet, сколько от интересов и ценностных ориентаций самого человека. В любом случае, к предоставляемой «Всемирной паутиной» информации необходимо подходить избирательно и критично.

В сфере причин, побуждающих современную молодежь искать информацию, установлено, что 57% испытуемых занимаются ее поиском под влиянием нужды, 19% — под влиянием интереса, для 11% значимы оба эти фактора, для 6% побуждением к поиску информации служит наличие свободного вре-мени, еще для 6% — сам процесс поиска информации (видимо, по принципу «Аппетит приходит во время еды»). Таким образом, деятельность по поиску новой информации мотивируется у испытуемых преимущественно внешними причинами, внутренняя потребность в ней сформирована недостаточно.

Часть испытуемых занимается поиском новой информации почти ежедневно (21%), большинство же делает это реже: один-два раза в неделю (45%), раз-другой в месяц (26%), один-два раза в триместр (4%), или даже никогда (4%). Это позволяет предположить, что умение искать новую информацию и ориентироваться в ней формируется у старшеклассников не очень-то интенсивно, т. к. у большинства из них недостаточна степень включенности в соответствующую деятельность.

При освоении учебных предметов испытуемые используют, помимо рассказов учителя, следующие источники информации:

Источник информации Частота использования
1 Обычные учебники, выдаваемые в школьной библиотеке 70%
2 Дополнительные учебники 60%
3 Научная литература 32%
4 Научно-популярная литература 28%
5 Компьютерные программы 13%
6 Internet 11%
7 Учебные фильмы 9%

Эти данные свидетельствуют о том, что ученики при освоении школьных предметов в большинстве случаев пользуются только учебниками, не привлекая дополнительные источники информации. Соответственно, такая деятельность недостаточно обеспечивает условия для активного формирования умения искать информацию и ориентироваться в ней.

Включенный в анкету вопрос об умениях, которые испытуемым следует развивать, чтобы лучше ориентироваться в информационном пространстве, вызвал настолько разноплановые ответы, что их количественная обработка оказалась крайне затруднена. Однако были выявлены смысловые группы ответов, связанные с развитием познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), развитием умений (ставить проблемы, планировать деятельность, грамотно задавать вопросы, работать на компьютере, работать с книгами и т. д.), формированием личностных и волевых качеств, развитием мотивации.

На фоне других полученных нами результатов (малое разнообразие путей информационного поиска, эпизодический характер работы с дополнительной информацией и т. д.) такие самооценки представляются несколько завышенными.

В целом можно отметить, что полученные данные свидетельствуют о том, что наши испытуемые интегрированы в информационное пространство явно недостаточно для того, чтобы успешно жить и работать в XXI веке. Основной путь выхода из этой ситуации видится нам в смещении акцента с собственно обучающих задач образования на развивающие. В процессе обучения в средней и высшей школе важнее становится не снабжать молодых людей определенным объемом знаний, а развивать умение самостоятельно находить и критически усваивать необходимую информацию. Содержание же образования представляется нам не столько целью, сколько средством решения этой задачи.

 


Грецов Андрей Геннадьевич — аспирант кафедры педагогической и возрастной психологии РГПУ им. Герцена

© СМУ, 2001 г.