МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЕМИНАР
«ФИЛОСОФСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБЩЕСТВА»


Иващенко Ю. А.

МИФ И ЛОГОС КАК ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ СПОСОБЫ
САМОСОЗИДАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СЕБЯ КАК ЧЕЛОВЕКА

материалы 6-й ассамблеи молодых ученых и специалистов с. 155

Первое становление человека непонятно, поскольку как биологическое существо он противоестественен: разумность (родовая сущность человека) не может поддерживаться и воспроизводиться естественным (биологическим) путём. Предпосылка разумности — осознание себя родовым существом, основанием и условием чего является память (условие и механизм возможности что-либо помнить). Но ввиду явления энтропии память не может существовать на негенетическом уровне. Таким образом, для возможности формирования памяти и сознания (совпадающих и взаимозависимых процессов) необходимо преодоление энтропии, т. е. выход за рамки биологической природы человека.

Миф и философия — способы (механизмы) достижения состояний, в которых разумность господствует над биологической природой человека. И миф, и логос взывают ко всеобщей природе человека, переводят жизнь в более высокий регистр. Миф вызывает в человеке коллективные переживания, которые создают структуру памяти, т. е. возможность формировать и поддерживать состояния, конституирующие человека как духовное существо. Логос адресован отдельному человеку, основание которого заключается в том, что он как всеобщее, родовое существо соразмерен космосу. Но поскольку космос уникален, уникален и человек — он является личностью.

Миф как «человекообразующая машина» (Мамардашвили) формирует механизмы памяти и коллективности. По сути, это один процесс: память есть коллективная память (способ переживания и осознания своего единства с коллективом). Но это единство распространяется не только на коллектив, а и на мир вообще. В этом единстве — обоснование человеческого существования как специфически человеческого. Миф есть способ переживания человеком единства с коллективом и миром. Рассказывание мифа (описания первотворения мира, первопредметов и перводействий) и ритуал воспроизводят первичную ситуацию и есть, таким образом, возвращение ко времени первотворения — т. е. приобщение к священному, к основе. Возвращение к истокам есть механизм создания памяти (закрепление и воспроизведение в себе определённых состояний) и способ придания смысла своим действиям. Коллективный характер форм представления мифа (ритуалов, мистерий, трагедий, эпоса) формирует коллективные переживания, чувство единства с коллективом, ответственности перед ним и важности принадлежности к нему. Рассказывание мифа есть включение священного пространства и времени в профанное, выражение единства мира и мифа. Миф есть мир, сфера жизни и деятельности человека.

Логос работает на ином уровне: он формирует родовую сущность в сфере человеческого Я. Необходимость появления философии связана с тем, что выделение отдельных личностей из коллектива (различение Я и Мы) и человека из природы (различение Я и природы) приводит к появлению индивидуального сознания, а память о родовой сущности сохраняется на уровне коллективного бессознательного. Таким образом, в новых условиях возвращаются старые проблемы: поиск обоснования человеком своего (специфически человеческого) существования в мире, выяснение отношений между человеком и миром.

Человек осознаёт себя имеющим основание в природе, но превышающим её: в нём есть (стало и сохраняется) что-то, чего раньше не было (поскольку для этого нет природных оснований), но что только и делает его человеком. Это что-то есть мысль, т. е. сознательное внимание Логосу. Логос есть «законопорождающее условие» (Мамардашвили), т. е. такое всеобщее и необходимое, через причастность которому что-то только и может стать истинным, имеющим основание для существования, соизмеримым (соразмерным) с целым.

Мысль есть мысль о бытии, выраженная в слове. Через мысль человек воспринимает Логос (Закон бытия) и, следовательно, само бытие оказывается родственным человеку. Внимание Логосу есть внимание всеобщей (в том числе и своей собственной) основе, т. е. постижение и обоснование своего существования в мире, выяснение подобия человека и мира. Только человек оказывается таким сущим, через которое бытие, истина предстаёт как несокрытость, а мир — как космос.

Для человека Логос предстаёт как слово, выражающее мысль, и как мысль, выраженная в слове. В этом смысле Логос совпадает с мифом. Но, в отличие от мифа, бытие не есть реальность, оно скрыто от человека, но только потому, что он сам ещё его не увидел. Для явленности бытия необходимо внимание Логосу. Только так (выйдя за рамки своей биологической природы) можно стать соразмерным целому.

Таким образом, и миф, и логос выполняют одну и ту же задачу: формируют человека как родовое (т. е. сознательное, разумное) существо. Миф делает это на коллективном, бессознательном уровне, логос же — на уровне индивидуального сознания. Но ввиду двойственного характера этой задачи (необходимость её выполнения и одновременно принципиальная незавершимость) и двойственного характера самого человека (наличие в нём и сознания, и бессознательного) оба они существуют одновременно на каждом этапе развития общества и человека, хотя появились в разное время. В зависимости от уровня индивидуального или общественного развития, один из них является доминирующим. Но в конечном итоге оба они направлены на реализацию человеком своей природы, на самосозидание им себя как человека.

 


Иващенко Юлия Александровна — студентка философского ф-та СПбГУ

© СМУ, 2001 г.