МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЕМИНАР
«ФИЛОСОФСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБЩЕСТВА»


Бахтуридзе З. З., Голубицкая И. Е.

ДУХОВНАЯ ТРЕЗВОСТЬ КАК АЛЬТЕРНАТИВА
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ «ЧЕЛОВЕКА-МАССЫ»

материалы 6-й ассамблеи молодых ученых и специалистов с. 146

«Ныне русским людям нужна духовная трезвость, нужна духовная аскетика. Нужно преодолеть всякий ужас и страх, порабощающий душу, и также нужно преодолеть всякий розовый оптимизм, всякую социальную мечтательность, всякую лесть народной массе, всякую идеализацию темной стихии и потворство силе сегодняшнего дня» Н. Бердяев.

Страна, где политическая и экономическая системы являются нестабильными, служит благодатной почвой для манипулирования сознанием людей. Молодежная среда, аморфная и не готовая к анализу происходящего, особенно подвержена влияниям извне. Изобилие информации — фактов, мнений, оценок — приводит к смешиванию понятий и отсутствию взаимосвязи событий. В этом контексте появился даже термин «многослойный человек».

Существует множество средств, способов и приемов манипуляции, которые используют политические, религиозные и другие общественные организации с целью пополнения своих рядов верными их идеям людьми. В пропагандисткой практике широко применяется навешивание «ярлыков», через «малозаметную инфильтрацию души и воли», по выражению историка И. Л. Ильина, происходит подмена одних понятий другими. Своё наиболее широкое применение в демократическом обществе манипуляции находят в избирательном процессе, в ходе предвыборной борьбы, делая выбор граждан далёким от самостоятельного. С другой стороны, для манипуляций используются характерные особенности «человека-массы»: бегство от принятия решений, от ответственности, стереотипное мышление, политический нигилизм и пессимизм, уклонение от участия в общественной жизни общества.

Каким же образом молодёжь может избежать политического манипулирования, которое превращает её в послушный инструмент системы, к сожалению, очень далёкой от совершенства? Человеку-массе должен быть противопоставлен Новый человек — Личность, обладающий определенными качествами. Прежде всего, как нам кажется, это наличие такого типа мышления, как осмысляющее раздумье, подразумевающее творческий подход к действительности, в противоположность вычислительному мышлению, стереотипному и конформному. Другое качество, которое позволяет делать свободный выбор, осознавая свою причастность и ответственность, не впадая в «экзальтацию» и «аффектацию», можно назвать «духовной трезвостью». Это понятие очень высоко ценится в религиозном сознании русских людей. О нем упоминали такие мыслители, как В. В. Зеньковский, Н. Н. Страхов, А. Мень, Н. А. Бердяев, люди очень высокого культурного уровня и нравственных устоев. Именно оно может стать точкой опоры, в которой, несомненно, нуждается молодёжь при принятии решений. Когда такой точки опоры не существует, то сделать выбор, даже осознав его необходимость, очень нелегко. Отсутствие «духовной трезвости» позволило существовать эпохе масс, позволило массовому сознанию выйти на арену истории, и искалечить жизни многих поколений. «Массы действуют, но не знают, что творят, они движутся, но не знают пути…» Психология масс бессознательна, именно это качество позволяет так легко манипулировать массами, т. е. господствовать над духовным состоянием, управлять изменением внутреннего мира, внушать массам соответствующие стереотипы мышления, поддерживать иллюзии.

Многие из нас искренне считают, что не несут ответственности за происходящее в своём государстве и во всём мире. Это глубокое заблуждение приводит к гибели множества людей, уничтожению природных ресурсов, неуклонному движению к глубокому кризису на всех уровнях существования человека: в политике, экономике, экологии. Такое отношение ставит под угрозу сам факт существования человечества. Меняются времена, меняются нравы, но меняются ли люди? Их поведение? Как воспитать поколение, которое будет осознавать всю силу своей личной ответственности и силу своего влияния на окружающий мир? На данный момент, как нам кажется, — это одна из основных задач государственной политики в сфере воспитания и образования.

На данном этапе нашей истории мыслящая молодёжь наверняка испытывает чувство глубокого стыда и разочарования за свою страну. Россию превратили в арену политических интриг, экономических раздоров, экологического упадка, духовного хаоса. Кризис общества назревает с небывалой остротой. Но «человек-масса» не способен сопротивляться ему, находить пути выхода и действовать сообразно глубокому назначению человека. Ведь человеческое существование и есть его собственный выбор. «Дайте мне точку опоры, — говорил Архимед, — и я переверну земной шар».

Мы надеемся, что современное молодое поколение обретёт свою точку опоры, найдёт себя в свободном творчестве, расширяющем горизонты реальности, преодолевающем бессмысленность своего существования. В моральном плане — это духовная чуткость; доброта в возвышенном — духовная любовь, сила; в интеллектуальном — духовная глубина, открытость, чистота; а в общественном и политическом проявлении — это духовная трезвость, свобода от иллюзий, самообмана, стереотипов, клеше, ярлыков. Политика — не театр и не шахматы. Политика — это наша повседневная жизнь. И очень важно, особенно в наше неспокойное время, понимать всю серьёзность разыгрывающегося на наших глазах «политического спектакля» и не дать себя «ослепить» в очередной раз, ведь «человек есть два человека — один бодрствует во тьме, другой спит при свете».

Идеалом современной молодёжи, по нашему мнению, должен стать человек, говорящий себе следующее: «Я делаю свой выбор, потому что я свободен, и я понимаю, что несу ответственность за избранный мною путь. Я делаю свой выбор, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, я осознаю свою причастность ко всему происходящему со мной, с моим окружением, своим государством».

Мы выражаем глубокую уверенность и искреннюю надежду в том, что молодое поколение обретёт правильную опору и «развернёт» Россию из тьмы истории — к свету Будущего.

 


Бахтуридзе Зейнаб Зелимхановна — соискатель факультета международных отношений СПбГУ
Голубицкая Ирина Евгеньевна — аспирантка Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга

© СМУ, 2001 г.