МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЕМИНАР
«ФИЛОСОФСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБЩЕСТВА»


Сотников А. О.

ЭСХАТОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ

материалы 6-й ассамблеи молодых ученых и специалистов с. 117

Проблема восприятия действительности, безусловно, значима для человека. В ряде случаев здесь необходим онтологический подход. К таким случаям относится концепция чувственного восприятия Дж. Гибсона [1].

Первой в ряду категорий, претендующих на онтологический статус, является понятие «воспринимающей системы». Воспринимающая система вбирает все человеческие функции, включая психические.

Зрительная информация поступает в воспринимающую систему через глаза. В этом акте присутствует скоординированное мозгом взаимодействие двух глаз. Они расположены на подвижной голове, которая в свою очередь расположена на перемещающемся теле. Кроме того, в акте восприятия участвует психика: настроение, самочувствие, степень тренированности внимания, культура, язык. Если человек по тем или иным причинам просмотрел или прослушал поступившую информацию, то информация для него не существует так, как будто её вообще не было.

Существенно влияние культуры. Для уроженца экваториального региона существует только один вид снега, это снег, даже если он будет жить на севере. А для уроженца тундры существуют десятки видов снега.

Существуют индивидуальные психические шумы восприятия. В криминалистике есть понятие: «врёт как свидетель». Оно отражает тот факт, что свидетель некоторого происшествия даже при искреннем желании помочь часто не только забывает некоторые элементы события, не только меняет их местами, но и добавляет элементы не существующие.

Принято считать что восприятие — пассивный процесс запечатления в сознании сенсорной информации. Запечатлённый объект чёток в своих границах и качественно определён. Введение понятий: «воспринимающей системы» и «активного извлечения информации» из «объемлющего светового строя». А так же прямого восприятия «значимостей» объектов — даёт другую картину.

Чёткость восприятия увеличивается к значимому центру и убывает к безразличной периферии. Человек чётко воспринимает вещи, которые, по его мнению, значимы для его жизни и благополучия, а так же те, в создании которых он участвует как субъект культуры. Чем дальше вещь находится от культуры и жизненных интересов субъекта, тем менее четкими будут её очертания. В офисе можно увидеть начальника, или служащего, а в лесу ночью — запросто и лешего, и водяного, и Бабу Ягу в ступе. И лесу человек что-то видел, но что именно — понять уже нельзя.

Степень эффективности акцентированного на «значимости» восприятия раскрывается в понятии «Герменевтического круга». Чтобы определить, что в «окружающем мире» значимо, нужно уже иметь полную теорию мироздания.

Следующим онтологическим шагом является структура субъект — объектных отношений. Гибсон вводит понятие «зрительной кинестезии», когда один и тот же акт даёт восприятие очертаний окружающих предметов и восприятие очертаний собственного тела, которое ограничивает поле обзора и всегда находится в центре.

Додумав эту идею до конца с учётом понятия «воспринимающей системы», имеет смысл говорить о «гносеологической кинестезии». При создании образа себя субъект использует тот же механизм акцентированного на значимости восприятия. Первейшей значимостью является «Я» или «Эго». Человек отчётливо различает только те из своих потенциальных возможностей, которые оказываются значимыми для социально — детерминированного «Эго». Субъект задаётся взглядом «сейчас и отсюда». В случае протяжённого во времени и пространстве восприятия тело уже не является заслоняющим краем и центром «окружающего мира». Субъект может быть центром окружающего мира только в застывшем кадре.

Важной особенностью фиксированного взгляда является возможность обмана. В лабораторных условиях, когда взгляд подопытного строго зафиксирован в одной точке, голова фиксирована в одном положении и один глаз закрыт, подопытному человеку можно представить плоское изображение, и он не сможет его отличить от реального трёхмерного объекта. Воспроизводится миф Платона о пещере. Для того чтобы увидеть обман следует встать, повертеть головой, пройтись, выйти из «пещеры». Ограничиваясь фиксированным «значимостями» взглядом на мир, человек привыкает видеть только то, что принуждает себя видеть с помощью кнута или пряника.

Информация в рамках экологического подхода разделяется на два принципиально различных типа. Информация, которую собственно называют информацией — у Гибсона называется «информация — сообщение». Она требует отправителя и адресата, она всегда дискретна. Сообщение всегда состоит из конечного множества элементов, равно как и весь объём накопленных сообщений.

Для запуска механизма сообщения, необходимо чтобы совершилось восприятие данного опыта, чтобы информация была сначала извлечена из «объемлющего светового строя». Информация объемлющего светового строя в отличие от «сообщения» не содержит дискретных единиц, она по своей природе континуальна, там не действуют законы формальной логики. Сообщение принимает «закон тождества», поэтому по своей структуре оно ближе к структуре «вещества». Переживание отрицает закон тождества, поэтому по своей структуре оно ближе к структуре «поля».

Весь объём доступной для восприятия информации образует «объемлющий световой строй», который восприятие превращает в «окружающий мир». На этом останавливается гипотеза Гибсона, однако возможен следующий шаг.

Этот шаг состоит в том, чтобы представить диапазоны восприятия-осознания, как переменную величину, наподобие диапазонов радиовещания, или каналов телевидения. Этот шаг сделан в Учении Н. К. Кастанеды, в котором каждый диапазон представляет целостный мир. Эту ситуацию терминологически можно представить через понятие «экзистенциального горизонта». Этот горизонт может сжиматься, расширяться или перемещаться, как и обычный зрительный горизонт.

Если представить «картину мира» как систему сообщений о восприятии мира, функционирующую в данной культуре, то отношения «экзистенциального горизонта» и «картины мира» можно представить четырьмя способами. «Обыденность» — приблизительное соответствие картины мира и экзистенциального горизонта. «Миф» — расположенность небольшой картины мира внутри огромного экзистенциального горизонта. «Культура» (современная) — расположенность небольшого, фиксированного экзистенциального горизонта внутри огромной картины мира. «Бессознательное» — полная растождествлённость экзистенциального горизонта и картины мира, когда большая часть воспринятого полностью вытеснена за пределы осознаваемого.

Эсхатологическая фокусировка изложенных позиций онтологии восприятия происходит в следующем положении Н. К. Кастанеды. касающемся диапазонов восприятия и осознания. «Когда маги древности изучали светящиеся сферы человеческих существ…они обнаружили на них более шестисот особых точек. Перемещение сочки сборки в каждую из этих позиций позволяло ей собирать новый, абсолютно реальный мир.» [2].

С первого взгляда, позиция вполне однозначна. Есть энергетическая структура, орган энергетического тела, которая, перемещаясь по нему, собирает те или иные диапазоны протекающей через тело энергии в законченные и целостные матрицы изолированных миров, где человек может жить и умереть.

Однако возникает вопрос: что может означать выражение «более шестисот»? Что, «древние видящие» дальше шестисот считать не умели? Дело, по всей видимости, состоит не в этом. Понятно, что все «точки» должны быть сосчитаны и если бы их насчитали шестьсот пятьдесят, то так бы и было написано. Вариантов разгадки немного. В данном регионе натурального ряда есть только одно число, которое при подобных обстоятельствах можно было бы скрывать. Это «Число человеческое».

Подобный ход мысли не уникален. Преподаватель кафедры спортивно — боевых единоборств С.–Петербургской Государственной академии физической культуры имени Лесгафта И. А. Воронов интерпретирует весь «Апокалипсис» как состоящий из 72-х этапов (первоначальное разбиение апокалипсиса) «…алгоритм гармонизации психики — души — биополя человека…». Этот алгоритм, по версии Воронова использовался Сергием Радонежским для подготовки монахов — воинов, и он же лежит в основе восточных единоборств [3].

Из всего изложенного следует. (А) Восприятие активно. Пассив-ное восприятие ведёт к восприятию только того, что заставляет себя воспринимать. (Б) Наличие дифференциации значимостей предметов и событий («познание добра и зла») искажает и фиксирует восприятие. (В) Жёсткая фиксация восприятия и осознания человека (фиксация «точки сборки») в одном положении ведёт к возможности обмана и усилению «эго». (Г) Следует буквально понимать слова Христа о том, что нужно иметь уши, чтобы слышать и глаза, чтобы видеть.

 


Сотников Антон Олегович — соискатель кафедры онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Гибсон Дж. «Экологический подход к зрительному восприятию». М., 1998 назад
[2] Кастанеда К. «Магические пассы» Киев, 2000. C. 176 назад
[3] Воронов И. А. «Тайна 72 воинских искусств русского "Апокалипсиса"». СПб. 1998 назад

© СМУ, 2001 г.