МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЕМИНАР
«ФИЛОСОФСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБЩЕСТВА»


Петров А. В.

АНТИКОВЕДЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ: ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

материалы 6-й ассамблеи молодых ученых и специалистов с. 74

Целью нашего сообщения является некий предварительный анализ наиболее заметных тенденций в создании и функционировании отечественных интернет-страниц, посвященных античности. В частности, нас интересует соотношение (зaбегая вперед, скажем — конфликт) стереотипов интернет- и научных коммуникаций.

Антиковедение как часть европейского гуманитарного знания вырастало постепенно из филологических штудий, превращаясь по началу в науку о древностях, а затем в полноценную историческую дисциплину, сохраняя при этом свои исходные пристрастия: филология до сих пор остается для антиковедения чем-то большим, нежели вспомогательной дисциплиной, а наука о древностях, вещная история занимает более значимое место, нежели в других разделах европейской истории. Однако приоритет принадлежит реконструкции исторических событий с характерным для любого научного исследования вниманием к обоснованию и проблемным, идеологически, методологически или иным образом заостренным моментам.

Как и всякая гуманитарная наука, история античности тяготеет к обыденному языку и общекультурной системе ценностей в большей мере, чем естественные или точные науки. Результатом этого является постоянно значительное число дилетантов, пытающихся вносить свой вклад в общее научной дело. Это не обязательно плохо: если роль, скажем, Фоменко, как с общекультурной, так со внутринауной точки зрения скорее негативная, то роль Шлимана, с тех же точек зрения, в большей степени положительная. Интернет же в силу целого ряда особенностей (физическая и техническая доступность как компьютера так и интернета, отношение широкой публики и профессионалов-антиковедов к новым технологиям и т. п.) в большей степени предполагает учатие дилетантов, нежели профессионалов. Среди известных мне антиковедов России (а таких около ста человек) лишь незначительная часть постоянно пользуется интернетом в научных целях. С другой стороны, количество людей, набирающих в поисковых системах ключевые слова, связанные с античной историей, нельзя назвать малым.

Наряду с этим свое влияние оказывают и первоначальные цели, с которыми создавалась компьютерная сеть — быстрая передача утилитарно значимой информации и общение разработчиков компьютерных технологий. На самом поверхностном уровне это означает большую посещаемость (а, следовательно, и важность) сайтов, оснащенных форумами, и сайтов с оригинальным (прогрессивным) дизайном.

Это — общие соображения. Более тщательный анализ антиковедных интернет-ресурсов выявляет и другие особенности. Прежде всего уточним роль дизайнерского момента в создании и приобретении популярности антиковедных интернет-страниц. В начальный период существования созданного Центром антиковедения сайта подавляющее большинство писем, приходивших от пользователей, касалось оформления: это были советы, ободрения и критика. Такие письма продолжают приходить и до сих пор. Для сравнения заметим, что при чтении печатной литературы об античности такие эстетические требования к изданию предъявляются, очевидно, реже, хотя я не стал бы на этом настаивать. Анализ доступной через форумы переписки показывает, что как для значительного числа создателей антиковедных, так и для пользователей, представленный в сети материал является не столько самостоятельно значимым, сколько удачным поводом для создания собственной информационной структуры и ее репрезентации. Именно эти темы — удобство навигации и красота оформления — обсуждаются наиболее активно.

Второй важной особенностью является специфическое отношение к авторству. Анонимность и виртуальность — два основных фактора, определяющих это отношение. Возможность и даже стереотипность использования ник-неймов в интернет-переписке создает совершенно неожиданные конфликты языковых культур в рамках одного формуа. Речевые обороты, невозможные при личном общении студента и профессора (речь идет не обязательно о грубых выражениях), оказываются статистически нормальными. Иллюзия равенства, порождаемая анонимностью сообщений, лишает собеседников возможности оценить исходную значимость высказываний. Тотальная замена вертикальных связей (старший–младший) горизонтальными (равный–равный) почти всегда приводит к профанации дискуссии. Решается это почти исключительно через утрату анонимности. Здесь следует заметить, что в условиях превалирования прозвищ над реальными именами редко появляющееся настоящее имя обычно воспринимается как ник-нейм (вряд ли будет обоснованным предположение, что Лебединский профессор, а Альбан — доктор). Следует также отдавать себе отчет в том, что интернет предоставляет уникальные возможности для перформанса. Естественная, особенно для подростков (а они составляют заметную часть не только пользователей, но и создателей сайтов по античности), потребность в представлении себя другим выражется в уже не в анонимности, но в псевдонимности сайтов и участников форумов. В результате всего этого, складывается ситуация, когда человек, находящийся в сети, не относится всерьез к разного рода подписям. Отсюда — господствующее безразличие и к авторству публикуемых на сайтах текстов. Мы очень редко обнаружим указание, откуда заимствован тот или иной текстовый блок. В лучшем случае, будет указан интернет-адрес, с которого он скачан.

Наконец, последнее, что хотелось бы отметить. Наряду с единичными сайтами профессионалов (к таковым я отношу лишь тех, кто занимается созданием антиковедных интернет ресурсов по долгу службы, а не только от избытка чувств), и более многочисленными (хотя тоже не достигающими и десяти) сайтами дилетантов, существуют — и их подавляющее большинство — сайты, которые, может быть стоит называть развлекательными, в том, правда, смысле, что развлекают они в первую очередь своих создателей. Таковы практически все сайты, посвященные мифологии — одной из самых запутанных в антиковедении тем, но одновременно и производящей впечатление общедоступности. Более всего среди таких сайтов меня поразил созданный одной московской девушкой — на нем страница по античной мифологии мило соседствует с описанием ее поездок в Чехию и рассказами о любимом спаниеле.

В таких условиях не удивительно, что иной раз, при наборе слов «древняя Греция» в поисковой системе профессиональные страницы антиковедов начинают появляться лишь с десятой позиции, а на первых местах — любопытные, красивые, но совершенно лишенные какой-либо научной ценности интернет-страницы.

 


Петров Андрей Валентинович — канд. ист. наук, ст. преп. кафедры истории Др. Греции и Рима СПбГУ.

© СМУ, 2001 г.