Б. Т. Гатаева *

МЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

материалы междисциплинарного гуманитарного семинара
«Философские и духовные проблемы науки и общества»
в рамках Седьмой Санкт-Петербургской Ассамблеи молодых ученых и специалистов, с. 205-209

Национальная политика должна своевременно реагировать на новые проблемы и ситуации в межнациональных отношениях. Одним из важнейших условий ее эффективности, ее способности стать подлинным инструментом межнациональной консолидации и интеграции народов, имеющих прочные традиции плодотворного взаимодействия и сотрудничества должны стать культурные особенности, заложенные в менталитете нации. Национальная политика, хотя и корректируется, носит противоречивый характер и не всегда последовательна. В качестве одного из критериев оценки для реформирования национальных отношений необходимо учитывать этноментальные особенности нации, содержание традиций народов, их исторический опыт, те культурные, этнодуховные комплексы, которые архетипно закреплены в структуре этнонационального самосознания и обозначают форму и меру культурного самоопределения людей. Этнонациональный менталитет — это сложная комплексная форма индивидуального и общностного сознания, которая выступает в роли духовного фундамента национального самосознания.

В тоже время межнациональные отношения представляют собой сложную, многоуровневую систему взаимодействий различных факторов и обстоятельств. Действительно, национальная проблема является специфической категорией, в которой переплетаются история нации, ее политическая жизнь, культура и психология, сознание принадлежности к определенному национальному обществу, традиции нации и ее отношения к другим нациям, а также отношения других наций к ней. Хотя менталитет и является наиболее устойчивой и стабильной частью духовной этнокультуры, он, сохраняя в себе в традиционном виде общечеловеческие этические и нравственные нормы и требования, тем не менее, постоянно меняется под влиянием изменений в общественной жизни. И эти перемены тем заметнее и значительнее, чем решительнее и кардинальнее изменяется жизнь социума. Поэтому отчетливее всего изменения в менталитете наблюдаются на переломных этапах в жизни общества, когда резко меняется весь ее уклад, а жизнь начинает идти по новым путям.

В такой многонациональной стране, как Россия, от состояния межнациональных отношений зависит многое. Люди, представляющие разные национальные группы и столетия проживающие без конфликтов, вдруг начинают испытывать определенный дискомфорт, недоверие и даже враждебность в процессе взаимодействия и общения друг с другом. Прогрессирующая в ряде регионов межнациональная напряженность грозит перерасти в конфликты. Осознание сложности и взрывоопасности сложившейся ситуации делает необходимым ответ на вопрос: в чем причины возникших проблем и противоречий? Какие факторы могут сыграть решающую роль в нагнетании напряженности в межнациональных отношениях, привести к ее усилению и перерастанию в конфликты? Ответ на эти вопросы можно найти в ментальных основах этнокультуры.

Исходя из того, что этнонациональный менталитет — это психологический стержень духовной жизни народа, культурный инвариант, обогащаемый в процессе накопления и трансляции культуры, учет и использование этноментальных установок — это условие гуманизации и пацификации современных межэтнических отношений, роста межэтнической комплиментарности.

Говорить об одном менталитете по отношению к какому-то народу или обществу неверно, тем более, имея в виду такую страну, как Россия. Под менталитетом будем понимать исторически сложившееся долговременное умонастроение, единство сознательных и несознательных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплощении, присущее той или иной социальной группе (общности) и ее представителям. Возникает проблема совместимости менталитетов, которая может стать предметом комплексного исследования, в частности, сопоставления картин мира и эксплицитно-имплицитных философий разных народов и групп. Думается, что в странах СНГ, за исключением духовно-религиозных менталитетов других конфессий, в остальном распространены примерно те же основные умонастроения, но, конечно, со своей национально-культурной спецификой.

Анализируя природу национально-этнических конфликтов, следует отметить, что в многонациональном государстве достаточно противоречий, которые можно отнести к разряду объективных. Однако если объективные противоречия, отчасти, снимаются в ходе общественного развития, то от ошибок субъективного порядка может оградить только компетентность и высокая культура в межнациональных отношениях и здесь возникает необходимость учитывать ментальные установки культуры этноса. При этом непременным условием предупреждения межнациональных конфликтов должен быть более полный, чем это было до сих пор, учет состояния массового сознания, сложившихся и доминирующих в нем оценок и представлений, связанных с проблемами межнациональных отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции, исходящие из ментальных основ культуры нации, и новации. Усложнение этнополитической ситуации в России, межнациональные конфликты и войны на ее рубежах, возникшая неосознанная всеми угроза целостности российского государства делает эту проблему особенно актуальной.

В определении системы мер по гармонизации межнациональных отношений важно определить степень готовности массового сознания к ним. Как показывают результаты социологических исследований, такого рода готовность еще не сложилась. Антитеза «мы — они», лежащая в основе этнического самосознания, в России строилась исторически и на работе по отграничению «наших» от «чужих», мало внимания уделялось процессу налаживания отношений с чужими. В современных условиях, когда «свои» по своей инициативе становятся «чужими», наблюдается кризис национальной государственной политики, активно вырабатываются ее новые принципы. Преодоление дуализма находится в перенесении акцента на момент развития межэтнических отношений.

Становление новой национальной политики связано с формированием в этническом сознании представления о необходимости взаимодействия с «чужими», даже если они не включены в круг «своих». Необходимость изжить стереотип пренебрежения к моменту развития, становления такого взаимодействия (от «совсем чужих», до «близко-чужих»). В настоящее время просто деление на «нас» и «их» и перенесение всех остальных проблем, связанных с этим делением, в плоскость повседневных стихийных взаимодействий неконструктивно.


*Гатаева Белла Тохтаровна — аспирантка кафедры культурологии РГИ СПбГУ

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)