Г. Д. Курманова *

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ
ТЕНДЕНЦИЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX вв.
(ПО МАТЕРИАЛАМ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА)

материалы междисциплинарного гуманитарного семинара
«Философские и духовные проблемы науки и общества»
в рамках Седьмой Санкт-Петербургской Ассамблеи молодых ученых и специалистов, с. 195-200

Состояние бедности и нужды всегда создавало неблагоприятные условия жизни для детей, которые не имели возможности получить в малообеспеченной семье нормальное воспитание и образование, и были вынуждены заниматься собиранием милостыни. Суровая действительность принуждала детей из необеспеченных семей к ранней трудовой деятельности. Для них было недоступно образование. Начальные школы давали лишь минимум знаний. Другие учебные заведения не только высшие, но и средние, во-первых, не могли принять всех желающих из-за недостатка мест, а во-вторых, требовали больших денежных затрат, так как плата за обучение была очень высока и к тому же повышалась из года в год. Но кроме платы за обучение нужны были средства на книги и экипировку (форму и обувь).

Бедность и нищета являлись главными причинами вовлечения детей в преступную детельность. Проблема подростковой преступности была очень актуальна для российского общества конца XIX — начала XX вв. В конце XIX в. на каждую тысячу осужденных приходилось от 12 до 19,9 % малолетних и несовершеннолетних. Причем, из всей массы детей, совершивших преступления, около 50 % — были из бедных семей, более 30 % — дети бродяг и нищих. Таким образом, неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы получения образования служили предпосылками девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения.

Содержание детей, совершивших правонарушения в тюрьме, оказывало негативное влияние на их дальнейшую судьбу. В тюрьмах не было разделения по возрасту: в камере дети и взрослые находились вместе. Тюрьма отрицательно действовала на взрослых людей, а тем более оказывала плохое влияние на подростков. Выходя из тюрьмы, они оказывались в сложной ситуации и испытывали серьезные проблемы в социализации (неприятие их обществом, невозможность трудоустройства, отсутствие профессиональных умений и средств к существованию). Неумение самостоятельно преодолевать возникающие жизненные затруднения толкало их снова на преступления и в тюрьму, отчего они озлоблялись на людей и общество в целом, оттолкнувших их. Таким образом, начинающие свою жизнь, они уже были исключены из общества, и оно во многом было виновато в их нравственной гибели, потому что вовремя не проявило должной заботы, внимания и не помогло семье воспитать «полезных» людей.

Серьезной проблемой российского общества на протяжении многих веков было развитие нищенства, особенно профессионального, которое приобрело глобальный размах в изучаемый период. Оно стало образом жизни отдельных категорий населения и одним из факторов риска, влияющего негативно на социализацию детей и подростков. Так же нищенство как социальное явление провоцировало рост преступности, пьянства и в целом деградацию населения. Социальные проблемы требовали немедленного принятия мер со стороны государства и общества. Если повысить уровень народного благосостояния государство было не в силах, то требовалось создание системы социального призрения, способной обеспечить минимальные потребности хотя бы особо нуждающихся категорий населения. Это было необходимо для стабилизации и снижения уровня социальной напряженности в обществе.

В российском обществе общепринятым считалось, что дети в возрасте до 17 лет должны находиться под опекой и попечительством семьи. Но нередки ситуации, когда семья отсутствует, не хочет или не может обеспечить детям необходимые условия для их физического, умственного и нравственного развития. Сиротство, малообеспеченность, плохие жилищные условия негативно влияли на физическое и духовное развитие детей. В таких условиях огромный контингент детей — от грудного возраста до юношества — требует к себе внимания и заботы общества в разнообразных формах.

Материальная необеспеченность семей не всегда являлась необходимой предпосылкой для оказания помощи детям. В общем масштабе все виды нуждаемости детей можно разделить условно на две большие группы: 1) когда родители и родственники несовершеннолетних не в силах вследствие нужды исполнить лежащие на них обязанности воспитания и попечения, и 2) когда родители и родственники несовершеннолетних не в силах исполнить этот долг вследствие порочного образа собственной жизни. Все эти случаи требуют социального вмешательства. В первом случае помощь носит преимущественно материальный характер и представляется непосредственно родителям или детям, чем облегчается положение родителей (снабжение продуктами, помещение в приюты и др. заведения). Гораздо труднее помочь во втором случае, когда «порочность» родителей или других воспитателей создает неприемлемые условия для жизни ребенка. Здесь ни о какой рациональной помощи не может идти и речи, а необходимо оздоровить жизненную среду или изъять ребенка из этой атмосферы. Несмотря на важность и значимость оказания разнообразных видов помощи во всех случаях нуждаемости, основные направления деятельности большинства государственных и негосударственных организаций, местных органов самоуправления были связаны с материальным обеспечением детей.

Из других видов социальной помощи нуждающимся в ней детям в первую очередь предлагалось устройство в заведения «закрытого» призрения (детские и ремесленные приюты, дома трудолюбия и др. заведения) и полустационарные заведения (дневные убежища, ясли, ясли-приюты, колыбельни), а также над ними оформлялись опека и попечительство. Преобладание системы «закрытого» призрения определялось спецификой детского возраста и особенностями социализации детей, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей. Причем, необходимость призревать детей из малообеспеченных семей проявилась в условиях социально-экономического развития российского общества в пореформенный период. Так как не только детям-сиротам, но и детям данной категории недоступны образовательные учреждения, дающие профессию, знания и трудовые навыки, необходимые для адаптации в новых экономических условиях.

Призрением детей на Европейском Севере совместно с государством занимались и благотворительные организации. Важную роль в организации обеспечения нуждающихся детей играло крупнейшее благотворительное ведомство общероссийского масштаба — Ведомство учреждений Императрицы Марии и его местные отделения, получившие широкое развитие на Европейском Севере, особенно в Вологодской губернии. Благотворительные общества более успешно, по сравнению с учреждениями социального призрения (государственными и местными органами), решали проблемы социальной защиты детства. Они прилагали все усилия для того, чтобы вырастить, воспитать, дать образование и подготовить к самостоятельной жизни своих воспитанников. Для этого благотворительные общества привлекали к своей деятельности специалистов (педагогов, врачей, мастеров) и людей, искренне желающих оказывать помощь детям, а также налаживали сотрудничество с государственными и местными органами социального призрения для более эффективного решения вопросов социального обеспечения детей.

«Открытое» призрение детей — это оказание социальной поддержки нуждающимся учащимся учебных заведений. В этом направлении действовали преимущественно специализированные благотворительные организации — общества вспомоществования нуждающимся учащимся. Они создавались в период 1880–1900-х гг. и действовали во многих учебных заведениях, расположенных в городах и сельской местности Европейского Севера. Благодаря деятельности подобных обществ вспомоществования благотворительная помощь оказывалась детям школьного возраста, нуждающимся в помощи для получения образования. Система «вспомоществования» создавала необходимые условия, для получения образования детям из нуждающихся категорий населения.

Система призрения детей одновременно являлась и «терапевтической», и «профилактической». Она решала проблемы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (сиротство, утрата одного из родителей, бедность, нищета), и создавала условия для их полноценного развития, воспитания и образования. И тем самым созданная система призрения детей выполняла профилактические меры, направленные на предупреждение нищенства, безработицы, преступности и других негативных явлений в обществе.

 


* Курманова Галина Дмитриевна — Сыктывкарский государственный университет

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)