А. Г. Грецов *

ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Материалы междисциплинарного гуманитарного семинара
«Философские и духовные проблемы науки и общества»
в рамках Седьмой Санкт-Петербургской Ассамблеи молодых ученых и специалистов, с. 179-184

Подростковый возраст в психологическом плане является довольно сложным и сопровождается большим количеством проблем, изучение которых продолжает оставаться актуальным. До недавнего времени в литературе, посвященной специфике развития подростков, анализировались не столько проблемы самих подростков, сколько проблемы взаимодействующих с ними взрослых. Однако для построения эффективного взаимодействия с подростками при оказании им психологической помощи очень важно знать, что же переживают в качестве проблем сами подростки.

Для эмпирического исследования жизненных проблем современных подростков мы воспользовались «Проблемной анкетой» Krenke (1984), адаптированной на кафедре психологии развития и образования РГПУ им. А .И. Герцена. При заполнении данной анкеты подросткам предлагается оценить по пятибалльной шкале применимость к себе каждого из 76 описаний проблем, сгруппированных в 7 жизненных областей. При отсутствии описания беспокоящих подростка проблем он имеет возможность добавить собственные описания. Обследования подростков — жителей Санкт-Петербурга были выполнены нами с помощью данной методики дважды (1999, n=254; 2002, n=214). Средние показатели проблемных переживаний подростков в разных жизненных областях приведены в табл. 1 (верхняя строчка — данные 1999 г., нижняя — 2002 г.).

Как видно из приведенных данных, на первом месте по значимости для подростков оказываются проблемы, связанные с будущим. На втором месте находятся проблемы, связанные с отношениями с родителями, на третьем — с друзьями. Такие области проблем, как восприятие собственного «Я» и отношения со сверстниками противоположного пола, занимают, вопреки иногда встречающемуся мнению (Э. Джордани и др.), лишь последние места.

Таблица 1

Средние показатели выраженности проблемных переживаний
в разных жизненных областях у мальчиков и девочек
(1999, 2002 гг.)

  Средние показатели  
Области проблем В целом Мальчики Девочки Значимость различий (Р)
Школа 2,60
2,44
2,52
2,44
2,65
2,45
0,12
0,92
Будущее 2,96
2,94
2,90
2,85
2,99
3,04
0,29
0,07
Отношения
с родителями
2,75
2,78
2,65
2,85
2,82
2,71
0,07
0,11
Отношения
с друзьями
2,68
2,66
2,61
2,62
2,74
2,71
0,21
0,43
Свободное
время
2,53
2,54
2,45
2,51
2,58
2,56
0,59
0,64
Другой пол 2,38
2,22
2,34
2,28
2,40
2,16
0,59
0,25
Собственное «Я» 2,38
2,25
2,27
2,25
2,46
2,25
0,07

Выявляются некоторые различия в значимости разных областей жизненных проблем для мальчиков и девочек. Так, проблемные переживания по поводу будущего более ярко проявляются у девочек (в исследовании 2002 г. P=0,07), а из-за отношений с родителями — у мальчиков (Р=0,07; 0,11). По всей видимости, более интенсивные переживания девочек по поводу будущего можно объяснить социально-экономическими факторами, существенно затрудняющими возможность совмещения создания собственной семьи и воспитания детей с профессиональным и карьерным ростом, что вызывает так называемое «гендерное расщепление». Для мальчиков же этот пласт проблем менее актуален, так как отмеченное противоречие между перспективами, связанными с семьей и работой, стоит для них не столь остро, эти жизненные сферы для мужчин не являются взаимоисключающими (Г. Крайг). В то же время, у мальчиков-подростков более ярко проявляется реакция эмансипации, что, видимо, и определяет проблемы в сфере отношений с родителями.

Проблемные переживания в области отношений с противоположным полом незначительно преобладают у мальчиков, в области отношений с друзьями и свободного времени — у девочек (различия не являются статистически значимыми и дают основания говорить лишь о соответствующих тенденциях). В жизненной области «Школа» гендерные различия по данным 1999 г. выявлены на уровне тенденции (P=0,11), а по данным 2002 г. они практически сошли на нет. В области «Собственное «Я», напротив, различий не было в 1999 г., а к 2002 г. эта область стала заботить девочек несколько больше, чем мальчиков (P=0,07).

Наши данные несколько отличаются от результатов, полученных с использованием этой же методики в России в 1993 и 1996 гг. (Л. А. Регуш и др., 1999) и в Германии (Б. Кирш, К. Вагнер, 2000). Так, по большинству жизненных областей наиболее проблемным для российских подростков был 1996 г., а интенсивность проблем, связанных с будущим, была наиболее высокой в 1993 г. и с тех пор проявляет тенденцию к снижению. Триада проблем «будущее, родители, школа» стабильно занимает первые места для российских подростков. Для немецких же подростков на первом месте, как и для российских, находятся проблемные переживания, связанные с будущим. Второе место занимают проблемы, связанные с противоположным полом, третье — с родителями. Проблемы во взаимоотношениях с друзьями у немецких подростков занимают, в отличие от российских, лишь шестое место.

Таким образом, проблемы, связанные с будущим и с родителями, являются для подростков относительно универсальными, они отмечаются в исследованиях, проведенных как в разные годы, так и в разных социально-культурных условиях. Это дает основания полагать, что значимость соответствующих проблем определяется не столько ситуативными факторами, сколько закономерно вытекает из особенностей психологического развития подростков. Актуальность же проблем в области отношений с родителями и со сверстниками в большей степени зависит от условий социализации молодежи.

Рассмотрим, как проблемная нагруженность подростков меняется с возрастом. Обратимся для этого к табл. 2 (верхняя строка — показатели 1999 г., нижняя — 2002 г.).

Таблица 2

Средние показатели выраженности проблемных переживаний
в разных жизненных областях у обучающихся разных классов

  Средние показатели
Области проблем 6 класс
12 лет
7 класс
13 лет
8 класс
14 лет
9 класс
15 лет
10 класс
16 лет
Школа 2,76
2,84
2,58
2,54
2,34
2,36
2,38
2,33
2,47
Будущее 2,93
 
3,11
3,0
2,89
2,97
2,93
3,02
2,79
2,76
Отношения
с родителями
2,60
 
2,83
2,84
2,78
2,68
2,73
2,89
2,67
2,73
Отношения
с друзьями
2,82
 
2,95
2,7
2,64
2,63
2,43
2,65
2,41
2,68
Свободное
время
2,71
 
2,59
2,66
2,54
2,4
2,32
2,61
2,51
2,51
Другой пол 2,31
 
2,76
2,31
2,37
2,12
2,08
2,27
2,08
2,22
Собственное «Я» 2,30
 
2,61
2,27
2,39
2,27
2,14
2,21
2,17
2,23
Средний балл 2,63
 
2,81
2,63
2,59
2,49
2,43
2,58
2,42
2,51

Как видно из приведенных данных, отмечаются некоторые различия между проблемной нагруженностью подростков разного возраста. Наиболее высокие показатели характерны для учающихся 7-х классов (средний возраст 13 лет), что согласуется с данными, полученными в других исследованиях (Л. А. Регуш и др., 1999). В восьмых и десятых классах проблемная нагруженность несколько меньше, в 9-х же классах наблюдается ее возрастание, особенно по жизненным областям «Будущее» и «Отношения с родителями». По всей видимости, это связано с тем, что в девятых классах перед обучающимися впервые встает задача самостоятельного определения своего дальнейшего жизненного пути. С одной стороны, это вызывает вполне объяснимые переживания по поводу будущего. С другой стороны, интересы и желания подростка могут вступать в противоречия с желаниями родителей, что вызывает проблемы и в этой жизненной сфере.

В нашем исследовании обнаружен, особенно в подвыборке девочек, ряд связей между жизненными проблемами и особенностями эмоциональных отношений подростков со сверстниками (А. Г. Грецов, 2000, 2002). Интересно, что эти связи не относятся исключительно к тем жизненным областям, где эмоциональные отношения реализуются (друзья, другой пол), а могут относиться и к таким областям, как будущее, школа, родители, собственное «Я». В целом полученные данные могут использоваться при оказании психологической помощи подросткам, а также позволяют по-новому взглянуть не некоторые факты, связанные с социализацией современной молодежи.


*Грецов Андрей Геннадьевич — аспирант кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А. И. Герцена

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)