А. А. Козлова *

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Материалы междисциплинарного гуманитарного семинара
«Философские и духовные проблемы науки и общества»
в рамках Седьмой Санкт-Петербургской Ассамблеи молодых ученых и специалистов, с. 168-173

Одна из психологических проблем молодежи — страх перед будущим и неумение стратегически планировать свою жизнь. От стратегического планирования своей жизни зависит успех человека, а это последовательное достижение намеченных серьезных жизненных целей. Сложно достигнуть чего-либо серьезного, если оно не было спланировано заранее. Если о будущем думать не хочется или страшно, то это свидетельствует о проблемах. Будущее — та жизненная область, которая вызывает у подростков наиболее интенсивные переживания.

Западные психологи (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, А. Уотермэн), занимаясь проблемой профессиональной идентичности, во главу угла ставят вопрос о субъективном мире человека и о том, как человек строит этот мир, чтобы быть профессионально успешным в жизни и внутренне гармоничным. Советские авторы (Л. И. Божович, Е. А. Ануфриев, Е. А. Климом и др.) ориентировались на то, как человек включается в социально-профессиональную деятельность, а проблема внутреннего мира человека при этом отодвигалась на второй план. То есть человек рассматривался как субъект, выполняющий определенную социальную функцию в соответствии с общественным запросом. Анализируя современную социально-экономическую ситуацию, мы приходим к выводу, что концепции западных авторов больше вписываются в нашу действительность. Но их подходы не могут учитывать культуру и менталитет российского народа, поэтому нам необходимо обращение к теориям отечественных авторов. В нашем исследовании сделана попытка объединить взгляды отечественных и зарубежных авторов, так как это позволяет наиболее полно реализовать системный подход для решения проблемы формирования профессиональной идентичности человека.

Профессиональная идентичность является компонентом личностной идентичности и под профессиональной идентичностью мы понимаем отождествление себя с определенной профессиональной группой людей, принятие ее целей и ценностей, первичное осознание себя членом этой группы.

Как отметил Э. Бернс, выделяется два типа объяснения проблем развития человека в переходный период: психоаналитический и социально-психологический подходы. С позиции психоанализа плохая адаптивность и непоследовательность поведения человека объясняется внутренними конфликтами и стрессами, связанными с необходимостью разорвать сложившиеся в детстве эмоциональные связи, чтобы выстроить новую систему ценностей, взрослых эмоциональных отношений уже за пределами семьи. Социально-психологический подход рассматривает юность в рамках понятий социализации и различных ролей. Вопрос заключается в том, каким образом взаимодействуют возрастающие когнитивные способности подростка и освоение новых ролей в расширяющемся социальном мире.

Одним из первых эмпирических исследователей идентичности стал Дж. Марсиа. Идентичность он понимал как «структуру эго — внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений». Дж. Марсиа подчеркивает, что развитие идентичности базируется на аспекте решения проблем. В статусной модели он использовал два параметра: первый — наличие или отсутствие кризиса, наличие состояние поиска идентичности. Второй — наличие или отсутствие элементов идентичности (личностно значимых целей, ценностей, убеждений).

Дж. Марсиа описал четыре статуса (состояния) идентичности. Размытая идентичность (диффузная идентичность)  —  данное состояние характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей, убеждений, при этом они и не пытаются их сформировать. Состояние кризиса они не переживали, варианты своего развития не исследовали. Преждевременная идентичность  —  этот статус идентичности характеризуется тем, что человек формально совершает выбор целей, ценностей, но у него отсутствие внутренние убеждение в правильности данного выбора, потому что этот выбор сделан не самим человеком, а его окружением. Мораторий  —  относится к человеку, который находится в состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя и исследуя различные альтернативные варианты. Как правило, люди от моратория переходят к достигнутой идентичности. Достигнутая идентичность  —  этим статусом обладает человек, который прошел через кризис, сформировал некоторую совокупность знаний о себе, о своих целях, ценностях и о своих убеждениях. К этим выборам относятся профессиональные цели, идеологические и религиозные убеждения. Достигнутая идентичность готовит базу для удачного прохождения следующего жизненного кризиса — интимность или изоляция.

Мы предполагаем описание статусов личной идентичности через описание статусов профессиональной идентичности, так как в нашей культуре наиболее детально и объективно можно рассмотреть именно этот компонент личной идентичности. В отечественной психологии рассматривали профессиональное становление в рамках деятельностного подхода, который предполагает активность личности в профессиональном самоопределении и рассматривает ее как субъект деятельности. Е. А. Ануфриев и Л. И. Божович разработали философско-методологическую концепцию профессионального становления личности. Профессиональное становление личности рассматривается как длительный процесс развития, имеющий следующие стадии: возникновение и формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; профессиональная адаптация; полная или частичная реализация личности в самостоятельной работе. Таким образом, профессиональное самоопределение сформировано на второй стадии профессионального становления личности и представляет собой формирование у личности отношения к себе как к субъекту избранной деятельности.

П. А. Шавир профессиональное самоопределение понимает «как существенную сторону общего процесса развития личности». При этом сам процесс личностного развития представляется в работах П. А. Шавира как процесс непрерывного взаимодействия субъекта с внешним миром, поиск себя в этом взаимодействии. Профессиональное самоопределение, по Шавиру, это «система», основными элементами которой выступают профессиональная направленность и профессиональное самосознание. Профессиональное самосознание, т. е. осознание человеком самого себя как субъекта профессиональной деятельности, проявляется в готовности к самовоспитанию, а также в процессах саморегуляции: «самосознание как ориентировка в самом себе необходимо для активного регулирования собственной деятельности».

Необходимо отметить тот факт, что молодые люди, заканчивающие школу, начинают формировать профессиональную идентичность с выбора дальнейшего профессионального пути. Человек в своей жизни неоднократно совершает профессиональный выбор, но мы под профессиональным выбором подразумеваем принятие определенной альтернативы по поводу своего дальнейшего профессионального развития. Выбор дальнейшего профессионального обучения при этом является одним из первых этапов в формировании профессиональной идентичности.

Управление процессом формирования профессиональной идентичности заключается в том, что выделяются внутренние причины кризиса, определяются стадия кризиса и статус идентичности, субъективные и объективные детерминирующие факторы кризиса, разрабатываются стратегии разрешения кризиса и установления более высокого статуса идентичности. Для того, чтобы выйти из кризиса профессиональной идентичности, необходимо принять решение о своем профессиональном выборе, начиная с определения выбора уровня и пути получения дальнейшего образования.

При принятии решения человек использует одни и те же психологические механизмы, несмотря на то, что приходится принимать решения в различных областях деятельности. Для повышения эффективности профессионального выбора необходима максимальная определенность внешних и внутренних факторов выбора.

Подростку трудно самостоятельно определиться на современном рынке труда, поэтому необходимо, чтобы психологическая служба в школе занималась не только диагностикой профессионально важных свойств личности, но и организовывала занятия по формированию определенных карьерных планов, начиная с выбора профессии. Главными задачами таких занятий должны быть не только определение конкретных областей дальнейшей учебы и работы, а формирование определенного уровня карьерных притязаний. Если психологи-профкосультанты так и будут заниматься только психодиагностикой психологических предрасположенностей человека к определенной деятельности, то скоро в России появятся люди, у которых будет по 3–4 высших образования, но их профессиональная идентичность так и останется размытой.


*Козлова Анастасия Анатольевна — аспирантка кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А. И. Герцена

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)