Н. А. Болдина *

ИДЕАЛ ЖЕНЩИНЫ В КУЛЬТУРЕ ХХ в.

Материалы междисциплинарного гуманитарного семинара
«Философские и духовные проблемы науки и общества»
в рамках Седьмой Санкт-Петербургской Ассамблеи молодых ученых и специалистов, с. 152-155

З. Фрейд в работе «Культурная сексуальная мораль и современная нервозность» писал, что девочка воспитывается в системе очень сложных запретов, в отличие от мальчиков, которые могут вести себя довольно свободно. Таким образом, женщине предписывалось быть верной женой и любящей матерью. Если же она проявляла какую-то самостоятельность и нарушала правила, то оказывалась выведенной за пределы культуры и становилась «падшей», никому не нужной. Карен Хорни, написавшая «Психологию женщины», объясняла подобное положение женщины тем, что мужчина, видя в женщине источник угрозы своему самолюбию, пытается сделать ее зависимой во всех отношениях. Этот страх, проистекающий из осознания мальчиком собственной ущербности, побуждает взрослого мужчину в качестве компенсации выдвигать на передний план идеал креативности, добиваться сексуальных «побед» или всячески унижать объект любви.

Таким образом, в начале ХХ в. в западной и европейской культуре женский образ был неразрывно связан с домом и воспитанием детей. В России подобная ситуация сохранялась до революции 1917 г. Затем идеалом стала женщина, которая работала и принимала участие в общественной жизни наравне с мужчиной. Женщина стала жестче, утратила свою сексуальную привлекательность. Что же касается детей, то им предписывалось воспитание в детских садах, школах и прочих учебных заведениях. Воспитательную, «материнскую» функцию брало на себя государство и идеалом становится активная женщина, ударница труда.

С началом Второй мировой войны идеал меняется: женщина — это еще и нежная, ласковая, заботливая мать, сильная духом, способная самостоятельно вести домашнее хозяйство, воспитывать детей и заниматься тяжелым физическим трудом, пока ее отец, брат, муж, сын защищают Родину. После войны этот идеал матери-героини довольно долго сохранялся в силу того, что многие мужчины так и не вернулись домой.

Большое исследование относительно американских женщин провела Бетти Фридан. В работе «Загадка женственности» она воспроизвела идеальный женский образ американки в ХХ в. В 20-е — 30-е годы ХХ в. американские женщины активно занимались своим образованием и поступали в колледжи. Идеалом была, в первую очередь, образованная женщина. Во второй половине ХХ в. женщины начинают активно уделять внимание своей сексуальной привлекательности, телу. Основной целью этих действий было желание завлечь мужчину. Большинство девушек, поступавших в колледжи после 1949 г., делали это для того, чтобы познакомиться со своим будущим мужем. Мечтой каждой женщины был домик в пригороде, хорошо обеспеченный муж, много детей. Идеалом стал образ домохозяйки. Женщины с гордостью писали в графе о роде занятий — «домохозяйка».

С 1960-х годов начала назревать проблема. Она не имела названия и заключалась в том, что некоторые женщины стали обращаться к психоаналитикам с тем, что не чувствуют того, чтобы близкие в них нуждались, не получают удовлетворения от ведения домашнего хозяйства, так как каждый день им приходится делать одно и то же и их труд оценивается близкими как нечто само собой разумеющееся. В 1980-е годы отмечен всплеск тяги женщин к знаниям. До сих пор в Америке идеалом считается женщина, способная одновременно делать блестящую карьеру и вести домашнее хозяйство.

А что же в России? После распада СССР в СМИ появляется огромное количество информации, касающейся женской моды, косметики и «стандартов» тела. К середине 1990-х годов одна часть женщин становится домохозяйками, другая — «новыми» бизнес-леди, третья — оставляет свою жизнь без изменений. В настоящее время в России ситуация с идеалом женщины складывается странным образом. Многие женские журналы (такие, как «Лиза» и «Marie Clare») наряду со статьями, посвященными домашнему хозяйству и созданию уюта, публикуют статьи, суть которых составляют рассказы о жизни выдающихся бизнес-леди. В этих статьях нет и намека на то, что их героини ведут домашнее хозяйство. Большинство из них незамужем и не имеет детей. Поэтому очень сложно выявить: какой из образцов поведения и самореализации является предпочтительным для женщины в современной России.

Возможно, это разрешится в ближайшее время: пойдем ли мы по пути домохозяек или сразу перейдем к идеальной бизнес-леди, а может быть, научимся все это совмещать.


*Болдина Наталия Андреевна — студентка философского факультета СПбГУ

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)