О. В. Иванова *

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Материалы междисциплинарного гуманитарного семинара
«Философские и духовные проблемы науки и общества»
в рамках Седьмой Санкт-Петербургской Ассамблеи молодых ученых и специалистов, с. 64-68

Идеал классической рациональности утратил свои позиции в связи с мировыми войнами, концлагерями, возникновением угрозы экологического кризиса. Многие современные исследователи связывают существование этих проблем с идеей господства, заложенной в самой методологии субъект-объектных отношений.

В критике основ классического способа мышления (схематичность, дуализм и т. д.) представители неклассической методологии формировали исходные положения своей парадигмы, в частности: онтологичность, негомогенность и дискретность сознания, неоднородность пространства наблюдения и непрозрачность наблюдателя, представление о свободном становлении мира вместо телеологического движения к предустановленной гармонии, интерес к повседневному миру опыта и пограничным его элементам как к месту образования нового. Методы неклассической рациональности — интуитивное познание, герменевтическое вживание, описание, инструментальный (утилитарный) подход к истине, богатейшая палитра интерпретационных методологий — позволили «ухватить» уникальное, индивидуальное, и потому оказались незаменимы в гуманитарных науках.

Однако с помощью неклассической методологии сложно получить представление о целостности исследуемого явления, определить его место и функции в более широком контекстуальном поле, обнаружить закономерность связей с другими явлениями, прогнозировать возможные варианты развития. Поэтому отказ от использования рационального разума в его генерализующей функции был бы очень существенной редукцией когнитивных возможностей культурологии. Неклассический идеал рациональности, казалось, прочно утвердившийся в культурологии второй половины ХХ в., все более сменяется постнеклассическими когнитивными стратегиями.

Но несмотря на то, что классическая методология исследования осталась актуальной, нельзя сказать, что она сохранилась в неизменной форме. Постнеклассическую рациональность в гуманитарных и социальных науках характеризует повышенное внимание к субъективности, несвойственное классической рациональности, а также отсутствие или «размытость» единого центра наблюдения. В методологии «наук о природе» (математике, физике, биологии) также произошли существенные перемены. Первое изменение было связано с тем, что детерминистическая картина мира (так называемый лапласовский детерминизм) стала осознаваться с современной точки зрения как слишком сильная идеализация действительности, как модель, в которой из рассмотрения исключается ряд важных параметров, и в первую очередь время (все дано заранее, предзадано) и случайность (все необходимо и однозначно). Новый, вероятностный стиль, в процессе становления которого вероятность и категория случайности заняли прочное место в научном мышлении, был связан с развитием статистических теорий в XIX в. и возникновением квантовой механики в первой трети XX в. Второе радикальное изменение вызывается к жизни развитием системных исследований и кибернетики, изучением сложных системных объектов и процессов самоорганизации. Системный стиль мышления дополняет вероятностное видение мира такими важнейшими элементами, как сложность, системность, целенаправленность, разрабатываются идеи, имеющие значение для современной теории познания. Наконец, системная, генерализующая методология в своем новом качестве востребуется культурологическими науками для изучения процессов самоорганизации общества и культуры, понимаемых теперь как сложные саморазвивающиеся системы (принципиально отличающиеся от так называемых «метафизических систем» с единым центром).

Одним из перспективных направлений, разрабатывающих постнеклассическую методологию научного исследования, является синергетика — теория самоорганизации сложных систем. Обретение синергетическим подходом парадигмального масштаба объясняется тем, что во второй половине ХХ в. ученым пришлось иметь дело с целостными, сложными и сверхсложными системами, которые оказались доступными познанию, преобразованию, управлению, проектированию именно в своей целостности. Появилась потребность в новых методах, отвечающих природе этих сложных объектов, способам их существования, функционирования и развития.

Синергетика пытается осуществить гармоническую «увязку» редукционистского и холистского подходов посредством рассмотрения как микро- так и макроскопических процессов изучаемой сложной системы во взаимосвязи. Это рассмотрение происходит на промежуточном уровне, синергетическая оптика позволяет видеть сразу все целое и его части.

Гносеологически синергетика опирается на метод аналогии, позволяющий распознавать процессы самоорганизации в системах разной природы, опираясь на ключевые понятия «хаос» и «порядок». С точки зрения терминологической точности, эти слова далеко не однозначны, и, по мнению многих исследователей, обозначают пока ещё не столько понятия, сколько понятийные пространства. Следует, видимо, согласиться, что эта многозначность предваряет философское обобщение данных понятийных аспектов и использует в качестве методологического посредника категории, применяемые в философии, такие, как интеграция и дифференциация.

В распознавании процессов самоорганизации в процессах различной природы, возможность которого является основной гносеологической проблемой синергетики, применяется метод аналогии, являющийся одним из основных приемов описания мира. По мнению ученых, эвристические возможности этого метода базируются на символичности и системности базовой структуры сознания. Эти качества сознания позволяют существенно расширить область значения, содержащегося в каждом символе и рассматривать любое явление как проявление других уровней действительности. Таким образом стимулируется творческое познание и понимание реальности в контексте многозначного мира.

Увлечение синергетикой прошло разные стадии появления и развития новой научной моды. Синергетика востребована, и для этого есть основания. Обнаружение общих законов, лежащих в основе процессов самоорганизации саморазвивающихся систем, их философский, онтологический масштаб, использование достоинств холистского и редукционистского подходов, обновленная рациональность, учитывающая случайность и закономерность, являются преимуществами новой научной парадигмы.


*Иванова Ольга Владимировна — аспирантка кафедры художественной культуры факультета философии человека РГПУ им. А. И. Герцена

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)