А. В. Конева *

МЕТАФИЗИКА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ АНОНИМНОСТИ

Материалы междисциплинарного гуманитарного семинара
«Философские и духовные проблемы науки и общества»
в рамках Седьмой Санкт-Петербургской Ассамблеи молодых ученых и специалистов, с. 47-50

Каждый из нас анонимен перед самим собой. И, встретив себя и узнав себя, мы должны явить себя миру, преодолев собственную анонимность в глазах Другого, в глазах других   анонимных для нас.

Преодоление анонимности имеет метафизические основания и выражается в социальных представлениях или идеологиях. Собственно, метафизически положение человека в мире и есть проблема анонимности. В то же время, отвечая на свое желание быть, человек создает системы представлений, которые вырастают в системы идей культуры. Эти системы представлений строятся и функционируют по законам воображения.

Я понимаю воображение как бытийную способность человека присваивать себе мир: посредством образа, основной характеристикой которого является его целостность, человек соотносит мир с собой и себя с миром. «Присвоенный мир» становится «моим собственным»: человек в мире (культуры) «пропускает» мир через свое сознание. Но, используя термин «пропускает», мы строим модель (образ?) некоего внешнего по отношению к самому человеку действия. На самом же деле мир существует и вне, и внутри сознания, креативной деятельностью которого — воображением  —  заполняется пустота Вне и пустота Внутри.

Деятельность воображения формирует границу мира Собственного. Это отчетливо выражено в мифологическом воображении. Миф формирует и охраняет границу между Собственным и Чуждым. Эта граница, чрезвычайно строгая в дописьменных культурах, становится все более и более размытой с развитием письма и других форм фиксации внешнего и внутреннего опыта.

С развитием форм фиксации накопленного опыта, т. е. с развитием культуры, человек приобретает возможность опираться на опыт культуры как на собственный опыт. Однако культурный опыт также нуждается в том, чтобы стать <присвоенным>, т. е. нуждается в «обработке» воображением, а не только рассудком.

Любой культурный опыт должен стать внутренним опытом индивидуального человека, только тогда, пережитый как собственный, словно в обряде инициации, этот опыт откроет человеку ипостась собственной индивидуальности, позволит преодолеть анонимность собственной индивидуальности. Внутренний опыт  —  это осознание внутреннего категорического императива индивидуального становления: «ты можешь». В экзистенциальном переживании происходит трансформация замкнутого и законсервированного в собственных комплексах и стереотипах индивидуального сознания, когда оно обращается к воображаемому Другому   актуальному Трансцендентному. В движении к Трансцендентному происходит идентификация себя.

В процессе внутреннего опыта также происходит соотнесение образа Я с миром, не с маленьким мирком, в котором «построены брюки системы полпред и написана песня “Кирпичики”», а с тем миром, который безмерно больше нас и который равен нам как микрокосму. Внутренний опыт складывается из событийной и кропотливой «работы внутри жизни», которая требует трудолюбия и бесстрашия, принятия решений и ответственности, отказа от социальных стереотипов и выявления собственной эффективности в мире. В результате осознания собственной незаменимости, т. е. переживания себя как ценности в пределах внутреннего опыта и в соотнесении с Трансцендентным, формируется образ Я, деятельностным проявлением которого выступает действие по принципу «я могу», т. е. принципиально творческое проявление индивидуальности.

Феноменологически преодоление анонимности и обнаружение себя в равном себе мире выходит за рамки отношений индивидуальностей Я и Ты, поскольку с необходимостью вписывает человека в социальную структуру конкретной культуры.

Каждый человек включен и в социальные, и в индивидуальные отношения. С одной стороны, мы имеем коллективное сознание, включающее верования и представления, разделяемые, благодаря традиции или законности, с другими. С другой стороны, это наше собственное сознание, основывающееся на нашем индивидуальном внутреннем опыте. Точкой или плоскостью пересечения «двух сознаний» и выступает, как мне представляется, деятельность способности воображения. Индивидуальное побуждение к действию всегда имеет социальный пласт, в согласии или в конфронтации с которым оно осуществляется. Воображение, согласно психоаналитикам, является результатом конфликта между импульсом и его социальным торможением, хотя оно также проявляется как результат согласия между желанием и социальным окружением. В контексте социального воображения проблема социального признания выходит за узкие рамки социологии, впервые ее поставившей, и обретает новые горизонты.

На феноменологическом уровне социальное признание может быть рассмотрено в рамках отношений коммуникации, которые всегда есть отношения власти. Речь идет о символической власти, которая принадлежит тем или иным участникам отношений социальной коммуникации. «Символическая власть — это власть конструирования реальности, которая стремится установить гносеологический порядок: непосредственный смысл мира» (в частности мира социального) предполагает то, что Дюркгейм назвал логическим конформизмом, т. е. «гомогенной концепцией времени, пространства, числа, причины, которая делает возможным согласие между познавательными способностями».

Когда творческим актом человек преодолевает свою анонимность и высказывает некий смысл, этот смысл нуждается в том, чтобы стать закрепленным в культуре. Метафизика анонимности перетекает в феноменологию. Творение культурного смысла нуждается в акте закрепления, сохранения и транслирования, что и осуществляется совокупностью механизмов культуры. Таким механизмом в поле духовной культуры выступают символические отношения. На метафизическом уровне проблема анонимности выступает как необходимость обретения внутреннего опыта на пути к открытию образа Я. На феноменологическом уровне социальное признание выступает как ритуал в поле символических отношений власти.


*] Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, грант №02-03-00033А.

Конева Анна Владимировна — канд. филос. наук, доцент\break РГПУ им. А. И. Герцена

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)