Ю. А. Иващенко *

«ЧЕЛОВЕКОМЕРНОСТЬ» МИРА КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА

Материалы междисциплинарного гуманитарного семинара
«Философские и духовные проблемы науки и общества»
в рамках Седьмой Санкт-Петербургской Ассамблеи молодых ученых и специалистов, с. 42-46

Человек является существом, в котором для того специфически человеческого, что в нем есть, не имеется природных оснований. Эти основания так или иначе должны быть созданы самим человеком, и мир является одним из таких оснований (условий). Человек существует (может существовать) только в мире. При этом существование не только человека, но и самого мира оказывается проблематичным. Следует найти необходимые и достаточные условия существования и мира, и человека. Процесс поиска этих условий носит циклический характер. Мышление делает мир предметом для себя и тем самым ищет его смысл, его всеобщие и необходимые характеристики. Одной из таких характеристик оказывается существование человека. Другими словами, мышление рассматривает мир таким образом, чтобы существование человека в нем было необходимым для самого мира, рассматривает существование человека как фундаментальную характеристику Вселенной. Тем самым мышление осмысливает необходимость и закономерность существования человека исходя из определенных представлений об устройстве Вселенной и о месте и роли человека в ней. Мир имеет «человекомерный» характер: с одной стороны, в нем выполняются условия существования человека, с другой — человек в его специфике (понимание которой также меняется со временем) является условием существования мира. Эту «человекомерность» мира можно проследить сквозь всю историю развития мышления и смены его форм. В данном докладе ограничимся рассмотрением мифологии, античной философии и философии Нового времени.

Исходная интуиция (и интенция) мифологии — мир, который был бы сообразен человеку по форме, размерам, устройству. Мир должен быть Космосом — упорядоченным, определенным, преодоленным Хаосом. Как таковой он может быть только ограниченным в пространстве, замкнутым, строго организованным (структурированным), иерархичным, неоднородным. Миф понимает мир как живое существо, строение которого подобно строению человеческого тела. В то же время, это живое существо не индивидуально, оно носит родовой характер. Миф создает общинно-родовой Космос. Пространство и время в нем имеют дискретную неоднородную структуру, в которой различаются священный и профанный уровни. Это различение является условием поддержания мироздания: через повторение божественного образца, через преодоление разрыва между священным и мирским (благодаря обратимости времени) возможно возрождение и обновление Космоса. В свою очередь, эти уровни сами структурируются по принципу бинарных оппозиций, четко разграничивая и упорядочивая жизненное пространство человека. Таким образом, используя принцип бинарных оппозиций, связанный с представлением о пространственной упорядоченности Космоса, и механизм повторения, связанный с концепцией циклического времени, Миф формирует такой образ Космоса, в котором человек может существовать именно как человек, поскольку для этого есть всеобщие и необходимые основания: благодаря своим специфически человеческим качествам человек является источником существования и упорядоченности Космоса. Другими словами, человек является тем механизмом, который поддерживает мироздание через повторение (воспроизведение, реактуализацию) божественных действий.

Понимание мира в античной философии на первый взгляд не отличается от мифологического: мышление исходит из интуитивного представления о соразмерности и подобии Космоса (макрокосма) и человека (микрокосма). Но здесь отношения переворачиваются: существование Космоса как Абсолюта (совершенного, завершенного, единого (а значит, целостного, ограниченного и упорядоченного), прекрасного существа) является условием существования человека в его сущности — как отдельной личности. Устанавливается тот же самый разрыв между священным и профанным, но отношения их перестают быть непосредственными. Философия осмысливает священное в свете «открытия бытия» — особого плана реальности, причастность которому только и позволяет ему существовать по истине (как микрокосму). Способом этой причастности является теория — умозрительное, имеющее основание истинности в себе самом знание бытия. Такое знание возможно, поскольку, во-первых, мир является Космосом (он завершен), и, во-вторых, само мышление организуется по тому же закону, которому подчиняется и все сущее и который является одновременно мыслью о бытии. Можно сказать, что условие познаваемости мира реализуется в первую очередь в определенном его устройстве, которое подразумевает исходное, первичное сращение человека и мира. В античной философии Космос понимается как индивидуальное существо. Этот космический индивид обладает собственной природой («фюсис») — внутренним источником развития, т. е. его существование (которое заключается в бытии Абсолютом) имеет основание в нем самом. В этом его основное отличие от мифического Космоса, который ориентирован на человека, повторяющего своими действиями космогонию и тем самым поддерживающего существование мира. Роль человека в античном Космосе заключается в осуществлении целостности и упорядоченности бытия. Человек (сущность которого —  внимание Логосу), является таким сущим, через которое бытие осуществляется как несокрытость, как истина. Мышление Нового времени исходит из идеи онтологической однородности всего неограниченного многообразия мира. В этой идее — основание новоевропейского понимания Вселенной как бесконечно протяженного гомогенного пространства. Движение в таком пространстве носит инерционный характер — оно зависит от внешнего источника. Здесь берет начало задача и движущий мотив всего новоевропейского развития науки — такое преобразование природы, чтобы она могла во всех своих действиях контролироваться человеком, т. е. задача создания сугубо человеческого мира, возведения человека в высший ранг: он становится сотворцом. Человеческий разум (поскольку он подобен божественному) обладает возможностью упорядочивания такой Вселенной: он совершенствует и завершает божественное творение (через познание природных сил, действующих в вещах, он может изменять вещь таким образом, чтобы в ней реализовывались ее скрытые возможности). Способом, которым осуществляется эта задача, является теория, понимаемая теперь именно как метод творения: исходя из предположения о рациональном устройстве творимого Богом мира, мышление воспроизводит его внутренний порядок, что позволяет управлять производительными силами природы, т. е. продолжать творчество природы человеческими руками. Мышление носит двойственный характер: с одной стороны, оно познает предмет таким, каким он существует сам по себе (определенный только относительно абсолютной системы пространственно-временных координат), с другой — является источником проектов по его преобразованию. Таким образом, человек осознает себя обладающим бесконечной возможностью совершенствования себя и мира (божественного творения), и эта бесконечность соответствует бесконечности самого мира, который является полем человеческой деятельности.


* Иващенко Юлия Александровна — аспирантка кафедры онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)