Исследовательский проект «UNIVERSITAS: наука в контексте современной культуры»

Исследование выполнено в рамках проекта «Комплексные междисциплинарные исследования молодых ученых: интеграция высшего образования и фундаментальной науки», ФЦП Интеграция 1997–2001, Рег. №  326.79 Этап 2001 г.

Руководитель проекта — канд. филос. наук, доц. А. В. Цыб

Редакционный совет: проректор по научной работе СПбГУ, докт. физ.-мат. наук, проф. В. Н. Троян, докт. филос. наук, директор Издательского дома СПбГУ, проф. Р. В. Светлов, канд. физ.-мат. наук, зам. директора Конкурсного Центра фундаментального естествознания Минобразования РФ А. Ю. Азбель, канд. ист. наук, гл. специалист научно-методического отдела по работе с молодыми учеными и специалистами СПбГУ А. В. Петров

Выпуск первый: содержание

Цели проекта. Проект направлен на дальнейшую разработку проблем истории метода и философии научного знания, поставленных «критическим мышлением» ведущих теоретиков науки XX столетия (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд): бесконечен ли прогресс научного знания или существуют его границы, возможен ли универсальный язык научных описаний или таковой может носить только локально-исторический смысл, сможет когда-либо наука дать ответ на вопрос о назначении и цели Вселенной, о ее пределах или бесконечности, или вопрос этот лишен смысла; достижима ли абсолютная и объективная истина или таковая носит лишь «этапный» и ситуативный смысл, и что в этой связи означают слова: «конец прогресса», «конец физики», «конец философии», «завершение науки» и т. д.? Эти вопросы, особенно остро вставшие во второй половине прошлого века, совсем не являются оригинальным его детищем, скептическое мышление сопутствовало науке и философии от момента их возникновения. Точнее сказать, периоды скепсиса в истории знания сменяли периоды энтузиазма разума. В чем причины и механизмы этих циклов? И существуют ли таковые? Вот комплекс проблем, которым посвящено предлагаемое исследование. Проблем, волнующих, как правило, новые поколения ученых, проблем, возникающих на разных стадиях научного «онто-» и «филогенеза» в самых различных областях теоретических исследований: физике и философии, истории и социологии, биологии и антропологии, лингвистики, психологии, физиологии.

Доминирующая идея предполагаемого исследования «спровоцирована» знаменитой книгой Дж. Хоргана «Конец науки», в которой в научно-популярной форме изложены все наиболее известные концепции «завершения наук» прошедшего века. Участники проекта делают попытку ответить на вопрос: следует ли столь пессимистически входить в новый век науки и столь критически оценивать предстоящие перспективы?

В связи с этим вопросом главную исследовательскую задачу проекта составляет исследование взаимовлияния идей, возникающих в различных областях научного знания, поскольку «узкодисциплинарное», замкнутое на себе, развитие традиционных для XIX–XX веков областей знания привело как правило к кризисному ощущению «предела движения» и, в определенном смысле, показало границы познания в каждой из данных областей наук. При этом как будто упускается из виду то обстоятельство, что для истории отдельных наук никогда не существовало такого замкнутого пространства, сквозь границу которого не проникали бы самые различные и, казалось бы, самые маловероятные влияния не только идейного, но социо-культурного свойства. Специализация наук, будучи важнейшим содержанием и достижением индустриальной и постиндустриальной эпох, привела к утрате некоей универсальной идеи единства знания окружающего мира, характерной для научного мышления более ранних времен, и — забвению результата этой способности к целостному умозрению — единства метафизического взгляда на окружающий нас мир. Но именно обнаружение такой точки зрения всякий раз давало новый импульс развертыванию новых эпох в истории науки. Примерами таких поворотных моментов могут быть названы великие философские «открытия» Платона и Аристотеля, определившие горизонты познания для античной и средневековой науки, метафизическая революция, произведенная учением Р. Декарта для двух веков европейского рационализма, трансцендентальная философия И. Канта, «зарядившая» критическим цинизмом интеллектуальные поиски всего индустриального века, феноменологический трасцендентализм Э. Гуссерля с его возобновленными поисками «энтелехии» европейского самосознания и фундаментальная метафизика М.Хайдеггера, которые, до сих пор еще, пожалуй, в должной мере не осмысленны и не оценены до конца. Внимание участников проекта направлено на исследование возможных вариантов ответов на поставленные вопросы в концептуальном аспекте методологии и философии фундаментальных наук, истории науки и истории философии специалистами — представителями университетских и академических профессий.

Innovation and tradition. История и философия науки представляют собой в настоящее время не менее специализированные и детализированные дисциплины, чем любая область естественнонаучного знания, однако именно эта детализация вызывает, как и в остальных случаях, потребность в поисках и теоретической разработке некоего «алефа», точки познания, в которой сосредоточено видение как можно большего количества вещей. Напомним, что о такой точке прозрения и совпадения сущего говорил задолго до Х. Л. Борхеса, например, Николай Кузанский, и в отличие от первого, говорил совершенно не в метафорическом духе. Поэтому новизна идеи данного исследования весьма условна, и представляет собой не что иное, как новизну в классическом значении этого термина — а именно в виде возврата к несколько подзабытой и затерянной в дебрях накопившихся подробностей традиции — традиции умозрительной классификации научного опыта.

Взгляд на философские и методологические вопросы научного знания переосмысливается в определенные периоды истории науки, при этом возникают самые различные формы осмысления естественно — научной и антропологической проблематики, ее взаимодействия с формами научной рефлексии. ХХ век для нашей отечественной науки подходит к завершению в далеко непростой и неоднозначной ситуации, и постепенно начинают вырисовываться специфические контуры разнообразных концепций. Развитие науки ведет к пересмотру фундаментальных идей и методологических принципов, а также к возникновению областей знания, которые по своей теоретической общности стоят между философией и конкретными дисциплинами. Основанием для возникновения подобных областей знания служит содержательное единство явлений, что обеспечивает возможность объединения областей знания на основе общих принципов, которые можно рассматривать как подтверждение философской идеи единства мира. Поэтому современная наука переживает фазу синтеза и наведение мостов между своими различными областями. Для адекватного восприятия этой ситуации необходимо введение нового круга, или частичное обновление общенаучных понятий. Данные понятия разрабатываются сейчас, например, в концепциях синергетики, глобального эволюционизма и других. Важной проблемой является историческая смена дифференциации и синтеза знаний в науке и системах образования. При этом целостный образ современного мира является общечеловеческой категорией, которая нуждается в обновлении на каждом новом этапе развития мира. Данное исследование будет способствовать формированию нового комплексного взгляда молодых ученых на процессы взаимодействия и гармонизации отношений человека, природы, общества и науки, выработке нового содержания понятия рациональности, на базе которого складываются критерии научности, методологические нормы научного исследования.

Идея исследования соответствует современной тенденции к историзации философии науки, расширению предметного поля данной дисциплины, что приводит к анализу мировоззренческих и социальных проблем взаимоотношений человеческого, природного и научного факторов эволюции и, возможно, внесет свой оригинальный вклад в формирование изменений в отношении к проблеме обоснования знания, более четкому и выпуклому видению этих процессов, а также — целостному осмыслению социо-культурных функций науки в контексте научно-технического прогресса.

Практические задачи. С практической точки зрения реализация проекта продиктована необходимостью возрождения традиции аспирантско-докторанских сборников статей и исследований по фундаментальным проблемам современных наук. Еще в 1993 году Совет молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета выступил с инициативой возрождения традиции издания ежегодных аспирантских сборников статей, подводящих итоги годичных исследований индивидуального академического плана. Такие сборники были обычным явлением 80-х гг. не только для университета в целом, но и для отдельных факультетов. В настоящее время эта традиция находится в полном забвении и только в музее университета можно увидеть экземпляры этих книг. Между тем, значение таких сборников нельзя недооценивать, поскольку в ходе профессионального становления ученого зачастую высказываются наиболее свежие и плодотворные идеи, которые впоследствии разрабатываются и детализируются в течение нескольких лет. Проект является логическим продолжением этой работы. Кроме того, в проекте «Современная наука в социокультурном контексте» планируется не просто объединить и развить лучшие результаты научных исследований, но и сам он предполагает развивать целостную идею, обозначенную выше.

Предварительная апробация результатов исследований проводится в ходе ежегодной междисциплинарной конференции молодых ученых «Человек. Природа. Общество.», организуемой Советом молодых ученых СПбГУ, ежегодном Конкурсе научных трудов молодых ученых СПбГУ на соискание премии университета и Ежегодной С.-Петербургской Ассамблее молодых ученых (Междисциплинарный гуманитарный семинар «Филосоские и духовные проблемы науки и общества»). Проект носит принципиально междисциплинарный характер, поэтому в своей основе он ориентирован на общеметодологическую установку синтеза знаний, в основе которого находится идея эвристического поиска. Молодой ученый, работающий даже в самых традиционных областях современной фундаментальной науки, как правило стремится, не только к поиску актуальных, острых и назревающих проблем в своей «узкой» дисциплине, но и — успешно работать «на стыке наук», использовать идеи смежных, параллельных областей знания, и даже наук, расположенных в иной рациональной плоскости. Поэтому в пректе уделено внимание комплексным исследованиям процессов природы, общества и человека в ракурсе различных академических и университетских специализаций науки: философии, истории, лингвистики, психологии, геологии, географии и геоэкологии, медицины и физиологии. Поскольку именно на стыках языков разных наук возникают определения всеобщности знания, то другой приоритетной установкой исследования является проблема обоснования знания, которая проходит через всю историю западно-европейской философско-научной рефлексии и предстает то как задача сведения знания к каким-то бесспорным «началам» (феноменология), то как проблема эмпирических критериев истинности знания (новый рационализм), то как выяснение отношения знания к последним элементам бытия (метафизический платонизм).

Результатом проекта планируется коллективный научный труд. В конце 2006 г. планируется сформировать сборник статей «Современная наука в социо-культурном контексте: междисциплинарные исследования по истории и философии науки» по тематике исследований, соответствующей целям и задачам проекта, общим объемом 35 ав. листов. Книга будет включать результаты исследований в области социо-культурных и социально-психологических факторов развития науки, методологических проблем знания, языка и литературы, проблем человеческой рациональности, конфликтологии, междисциплинарных исследований социальных и природных явлений и процессов. Форма и содержание данного сборника является традиционной для повышения квалификации исследовательского потенциала молодых сотрудников Университета и вместе с тем оригинальность его идеи состоит в более четкой концептуализации его содержания, ориентированной на философию и методологию наук.

Руководитель проекта — канд. филос. наук, доц. А. В. Цыб


UNIVERSITAS
наука в контексте современной культуры

Междисциплинарный сборник научных трудов
молодых ученых (СПб., 2001)

Редакционный совет: проректор по научной работе СПбГУ, докт. физ.-мат. наук, проф. В. Н. Троян, докт. филос. наук, директор Издательского дома СПбГУ, проф. Р. В. Светлов, канд. физ.-мат. наук, зам. директора Конкурсного Центра фундаментального естествознания Минобразования РФ А. Ю. Азбель, канд. ист. наук, гл. специалист научно-методического отдела по работе с молодыми учеными и специалистами СПбГУ А. В. Петров


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Философия. Религиоведение. Психология

  • • А. Н. Крюков. «Теперь»
  • • Ф. Ю. Бородин. «Реформистская эпистемология» в истории аналитической философии религии
  • • В. Н. Колотое. К вопросу о методологии исследования религиозных группировок
  • • О. В. Лемиш. Ираноязычные источники для сравнительного анализа домусульманских религиозных культов и верований
  • • В. Ю. Коновалова. Социально-психологическое исследование пространственно-временнóго представления (методический аспект)
  • • Д. В. Бурыкин. Информационная модель психического отражения и процессуально-экологический подход
  • • Д. В. Бурыкин. Кибернетика естественного интеллекта, или Королевство живых зеркал: на стыке теории связи, синкретической топологии и кибернетики
  • • К. Н. Стрельников. Этические проблемы общения врача и пациента
  • • А. А. Иванов. Материалистическое понимание феноменологии социальной сущности власти — основа синтеза парадигм социологии и политологии
  • • А. В. Антощенко. Идеолог евразийства П. Н. Савицкий о культуре России (о соотношении природы, общества и личности в концепте «месторазвитие Евразия»)
  • • Е. В. Желудева. Философское наследие Ж.-М. Гюйо в истории социальной мысли
  • • Р. В. Амбурладзе, Д. Н. Берлов. Познание и доминанта
  • • H. В. Серов. О междисциплинарном представлении информации в хроматизме
  • • Б. Р. Гатиятуллин. Метафизическая непознаваемость нашего тела
Раздел II. Экономика. Право. Международные отношения
  • • О. Г. Воронина. Из истории изучения национального конфликта (Чечня и развитие российско-чеченских отношений)
  • • Д. А. Рущин. Эволюция в освещении международных событий в программах новостей телевидения США в 1960–1990-е годы
  • • А. А. Матросов. Экономический рост Индонезии в исторической ретроспективе
  • • М. И. Цогоева. Научно-производственный комплекс — основа интеграции науки и производства в регионе
  • • И. Ю. Быкова. Особенности принятия решения в планировании при наличии неполноты экономической информации и риска
  • • В. Ф.Байнев. Полезностная парадигма социально-экономических наук как важнейший этап глобальной реконструкции знаний XX в. и методологическая основа интеграционных процессов в современной науке
Раздел III. Филология
  • • О. И. Глазунова. Образные метафорические конструкции в системе языка и речи
  • • И. С. Смирнова. Период интернационализации финансовой прессы
  • • И. С. Смирнова. Ежедневная финансово-экономическая пресса Великобритании в первой четверти XX века
  • • И. И. Данилов. Русская классическая литература и философия значений
Раздел IV. Биология. Медицина. Экология
  • • Л. Е. Колесников, Э. А. Власова, Е. К. Колесников. Методика построения имитационной модели системы патоген-хозяин
  • • К. Е. Смирнов. Двадцатипятилетняя динамика степной растительности Центрально-Черноземного заповедника
  • • В. Б. Поздеев. Экология — география — геоэкология: эволюция системных представлений