Игровое пространство культуры

Санкт-Петербургский Государственный Университет
Философский факультет
Центр изучения культуры
Кафедра философии культуры и культурологии
Кафедра этики и эстетики
Санкт-Петербургское философское общество
Музей антропологии и этнографии РАН

Российский институт истории искусств
СПб Государственный Университет культуры и искусств

объявляют о проведении 16–18 апреля 2002 г.
научной конференции в рамках междисциплинарного
культурного проекта «Игровое пространство культуры»

Понимание игры в современной культурологии, философии культуры, антропологии, психологии и других гуманитарных и социальных науках, инспирированное Й. Хейзингой, заключающееся в том, что игра является формообразующим по отношению к самой культуре способом деятельности человека, представляется недостаточным: оно не дает ничего для понимания игры как таковой и, фактически, мистифицирует само это понятие. Это приводит к тому, что игру смешивают с такими явлениями, как ритуал, языковое творчество, ролевая стратификация в обществе и т. п., что зачастую порождает ряды спекулятивных терминов, объясняющих через игру различные не связанные напрямую с ней формы деятельности человека. Недостаточной представляется и существующая методология интерпретации игровой деятельности как таковой, а также в ее историческом аспекте. Предлагаемая стратегия интерпретации является, в первую очередь, схемой, позволяющей вычленить само понятие игры.

Игра сопротивляется историческому ее рассмотрению именно по причине существующей ныне методологической установки, восходящей к интерпретации феномена игры мыслителями первой половины XX в. При этом нельзя сказать, что мы в настоящее время располагаем надлежащей методологией исследования игры. Мы предлагаем взглянуть на игру с другой точки зрения: рассмотреть ее как феномен, производный от культурного опыта, как особую форму человеческой деятельности, направленную на пересимволизацию, в первую очередь, коммуникативного действия, предмета этого действия и, в пределе, окружающего мира. Игра в этом смысле есть игровое отношение. Важно отметить в данном аспекте тесную зависимость игры от языковой деятельности как средства фиксации опыта. Особенную проблему составляет предельность самого понятия игры, несводимости ее к другим феноменам. Особенное внимание следует уделить таким важным составляющим проблемы, как субъект и предмет игровой деятельности, самоидентификация в игре, правила игры, фигура зрителя, связь игры с формами социальной стратификации, а также такой сущностной характеристикой игровой ситуации, как агональность. Отдельно следует рассмотреть такие вопросы, как связь игры и культуры детства в целом; игра, ритуал и творчество; пространства «серьезного» и «несерьезного»; игра и обмен.

Рассмотрение игры как деятельности по пересимволизации коммуникативного действия предоставляет возможность соотнесения игры с исторически возникающими формами рефлексии и, в конечном итоге, с креативным началом в культуре. Проблематичным представляется также оперирование заранее предзаданными спекулятивными формами, которые неизбежно уступают место, с одной стороны, строгому методологическому отношению, а с другой, исследованию конкретных форм и видов игры.

Игра располагается на границе мира рефлексии (философия, политика, наука, магия, религия, искусство и т. п.) и пространства, ускользающего от рефлексии (ритуал, мир повседневного опыта, телесные практики и переживания и т. п.). Такая постановка вопроса дает возможность рассматривать игру как референт, медиатор между мирами: рациональным и иррациональным. Игра требует непосредственного телесного участия игрока в акте коммуникативного действия, но одновременно, являясь актом пересимволизации этого действия, игра подчиняется законам рефлексии, что часто ускользает от внимания исследователей. Тем не менее, именно это позволяет рассматривать игру с точки зрения возникновения ее новых исторических форм, связанных с изменениям границ рефлексии. Определенная смена форм фиксации опыта приводит к расширению пространства рефлексии. Воспроизведению и видоизменению игры сопутствует появление новых ее видов при сохраненнии предшествующих форм.

Обращаясь к историческому рассмотрению, следует помнить о зависимости нашего понятия об игре от представления о детстве в Новоевропейской культуре. Фундаментальным, первоначальным состоянием дел следует признать такое, когда игру с трудом можно выделить из среды других видов деятельности. Определяющим следует признать взаимоотношение ритуала, игры и обыденности. Античная культура открывает такой новый феномен, как зрелищность игры, а также ее социальную значимость. Появление текста как особой формы фиксации опыта порождает игры по правилам текста, открывая возможность для бесконечной пересимволизации, подчинению окончательно установленным правилам. Новоевропейский идеал рациональности закладывает основание математизации и эстетизации игровой деятельность, а также окончательного появления отдельных форм игры: спортивной, обучающей, политической, театральной, развлекательной, коммерческой. В то же время происходит распространение игровой сферы на все области человеческой жизни. Интерактивность и виртуальность современной культуры структурирует новую реальность и новые, интерактивные формы игры, вовлекающие в свою сферу самые различные категории игроков, активно взаимодействующие со структурами производства и подавления желания, а также интенсивной коммуникации. Отдельным феноменом представляются игры, возникающие в различных культурных регионах на одном и том же этапе исторического становления, а также феномен вненациональных, кросскультурных игр.

Предлагаемая разработка является до определенной степени условной, провокативной оставаясь при этом точкой отсчета для предполагаемой дискуссии. Организаторы приветствуют творческую инициативу участников.

Вопросы и предложения следует направлять по адресу:
199034 г. Санкт-Петербург, Менделеевская д. 5, каб. 144
(кафедра философии культуры и культурологии).

Контактный тел. 328-9794 добавочный 115
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript