09.11.2010 00:32 Автор  Administrator
Оценить
(0 голоса)

А. А. Азбель, Е. Н. Андреева,
А. Г. Грецов, Н. Л. Сомова

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
КАК ПУТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ?*

Актуальность осуществления первичной профилактики экстремистского поведения молодежи и развития толерантности во взаимоотношениях с представителями других национальностей несомненна, и соответствующие мероприятия имеют большую социальную значимость и напрямую связаны с безопасностью такой многонациональной страны, как Россия. На сегодняшний день существует острая проблема прогрессирования экстремистского поведения молодежи, нетерпимости ее к представителям других национальностей, проявляющаяся в этноцентризме. С психологической точки зрения, в основе стремления разделить людей по признаку «свой —


*Исследование выполнено при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям РФ (проект № РИ-19.0/002/018).

Азбель Анастасия Анатольевна, Андреева Елена Николаевна, Грецов Андрей Геннадьевич, Сомова Наталья Леонтьевна — канд. психол. наук, сотрудники кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А. И. Герцена (e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )

[31]


чужой» и враждебности по отношению к «чужакам» в большинстве случаев лежит недостаточная сформированность собственной эго-идентичности. Мы полагаем, что идентичность есть синтез всех характеристик человека в уникальную структуру, сохраняющуюся на протяжении всей личной истории. Эта структура изменяется качественным образом в результате субъективной прагматической ориентации в изменяющейся среде, но ее постоянной основой является накопляемый индивидуальный опыт.

Национальное самосознание — один из важнейших компонентов общей эго-идентичности, без которого ее становление существенно затрудняется или принимает неадекватные, социально опасные формы (негативизм; национальный, религиозный или политический экстремизм). Вместе с тем существующие методические разработки, нацеленные на психопрофилактическую работу с молодежью в данном направлении, базируются преимущественно на информационном подходе, что является недостаточным, так как формирование знаний еще не означает их трансляцию в социальные установки и поведенческие реакции. Кроме того, в большинстве российских школ соответствующая профилактическая работа не ведется вообще или не выходит за рамки стандартных воспитательных мероприятий. В связи с этим, разработка и внедрение психолого-педагогических технологий, направленных на помощь в формировании эго-идентичности с опорой на укрепление национального самосознания, представляется нам перспективным путем первичной профилактики экстремистского поведения в самых разных его формах.

Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управление собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Эти аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъективном плане для большинства из них. В то же время навыки конструктивного общения развиты у подростков недостаточно, что связано в первую очередь с малым социальным опытом.

[32]


Наряду с формированием эго-идентичности важнейшими психологическими предпосылками для становления межнациональной толерантности является развитие эмпатии — комплекса умений, связанных с неосуждающим пониманием эмоциональных и мотивационных состояний других людей, принятием их обычаев и образа жизни.

Однако склонность к враждебному поведению, экстремистским действиям в отношении представителей других этнических групп тесно коррелирует с общей склонностью личности к деструктивным стратегиям поведения в ситуациях межличностного конфликта. Поэтому выработка навыков конструктивного (ассертивного) поведения в ситуациях конфликта представляется нам не менее значимой. Выработка навыков конструктивного (ассертивного), основанного на стратегии сотрудничества, поведения в ситуациях конфликта приведет к снижению склонности к враждебному поведению в отношении других этнических групп.

Таким образом, для осуществления первичной профилактики формирования склонности молодежи к экстремистскому поведению и терроризму, как его крайней форме, создается такая технология психолого-педагогической работы со школьниками, которая позволит эффективно решать задачи формирования эго-идентичности (в частности, на основе национального самосознания), развития эмпатии, выработки навыков конструктивного поведения в ситуациях конфликта.

При разработке тренинговых технологий развития национального самосознания и межнациональной толерантности мы исходим из следующих положений:

1. Обучение должно носить активный характер. В данном ключе, в качестве главных методов занятий нами рассмотрены методы активного социально-психологического обучения: интерактивные (ролевые, деловые, имитационные) игры и групповые дискуссии, арт-терапевтические и психодиагностические методы. Информационные блоки рассматриваются в качестве вспомогательного метода и занимают в сумме не более 20 % времени занятий.

2. Содержание программы должно быть релевантным, т. е. отвечающим актуальным потребностям подростков и их жизненному опыту (повысить свой статус в глазах сверстников, стать более уверенным в себе, научиться решать конфликты со сверстниками и с взрослыми, лучше узнать самих себя).

[33]


3. Принципиально важным нам представляется обеспечение легкой трансляции разрабатываемых технологий. Они могут быть широко внедрены в систему образования только в том случае, если будут допускать возможность работы в качестве ведущих тренинговых групп как психологов, так и других специалистов (учителей, социальных педагогов), изучивших рекомендуемую методическую литературу и принявших участие в организуемых в рамках программы круглых столах.

При этом мы основываемся на следующих специфических подходах к решению научно-технической задачи:

— Высокая технологичность работы: детальная разработка алгоритма каждой тренинговой процедуры, условий ее проведения, выделение общих принципов подбора этих процедур и конструирование на их основе тренинговых занятий.

— Модульный принцип построения программ, каждый фрагмент которых представляет собой относительно завершенное в структурном и смысловом отношении образование, может использоваться в различных контекстах и легко модифицироваться с учетом конкретных задач и условий работы.

Разработанная нами тренинговая программа включает 4 модуля, целевой аудиторией которой выступают подростки (и юноши и девушки) 12-17 лет:

1. Модуль базовых навыков конструктивного общения (32 ч.).

Программа модуля базовых навыков конструктивного общения направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

2. Модуль развития национального самосознания (22 ч.).

Программа модуля развития национального самосознания предназначена для работы с учащимися 12-17 лет и нацелена на развитие идентичности, самосознания, в частности, национального самосознания подростков и юношей.

Данная цель реализуется через актуализацию поставленных задач: формирование навыков межнациональной толерантности; осознание своих прав и ценностей, а также прав и ценностей других людей; развитие чувства собственного достоинства.

3. Модуль развития эмпатии (18 ч.).

Программа модуля развития эмпатии предназначена для работы с учащимися 12-17 лет и направлена на обеспечение школьников

[34]


методами самопознания; развития представлений о механизмах эмпатии и навыков эмпатии и толерантного поведения в общении со сверстниками и взрослыми, а также креативности и ассоциативного мышления.

4. Модуль ассертивного поведения (24 ч.).
Программа модуля предназначена для школьников 12-17 лет и нацелена на обучение их адекватным техникам противостояния деструктивному влиянию окружающих людей, развитие навыков конструктивного выхода из сложившихся конфликтных ситуаций, формирование представлений об адекватных моделях поведения при разрешении значимых жизненных проблем, развитие способности к рефлексии, наблюдательной сенситивности, эмоциональной устойчивости и гибкости.

Таким образом, комплексный подход, предпринятый нами при создании данной программы, позволит эффективно решать задачи, связанные с психологическим сопровождением формирования эгоидентичности школьников подросткового и юношеского возраста на основе развития национального самосознания и межнациональной толерантности.

Разработанная программа может найти широкое применение в системе психологического и социального сопровождения молодежи. Они будут представлять несомненный интерес для работающих в школах педагогов-психологов, классных руководителей и социальных педагогов, для сотрудников ППМС центров и других специалистов, осуществляющих воспитательную работу с молодежью. Разработанные модули можно будет использовать, в частности, в системе психологического сопровождения школьников и при организации воспитательной работы с молодежью в рамках летних оздоровительных лагерей и в других формах ее временных объединений. Также разработанная программа может представлять интерес для специалистов, работающих с малолетними правонарушителями.

[35]

Изменено 09.11.2010 00:47
Еще в этой категории: « А. И. Иваненко

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)