08.11.2010 23:13 Автор  Administrator
Оценить
(0 голоса)

И. А. Афанасьев, С. В. Тихонова

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ*

Современное коммуникативное пространство цивилизации, в котором осуществляется циркуляция массовой информации, распадается на два уровня: массовой и сетевой коммуникации. Массовая коммуникация предполагает преимущественно односторонний процесс, где у потребителя чаще всего только пассивная роль, поскольку процесс массовой коммуникации предполагает включение атомарных индивидов в большие социальные общности и характеризуется приматом публичного над частным. Ее модель не слишком изменилась со времен Гарольда Лассуэлла. Коммуникатор, сообщение, канал, аудитория выстраиваются в линейном направлении, чтобы обеспечить эффективность. Обратная связь включается в этот процесс в минимальном объеме, в первую очередь для того, чтобы отследить результат и скорректировать коммуникативные стратегии с ожиданиями аудитории. Массовая коммуникация ориентирована на национальные культуры, трансформированные модернизацией и консумеризмом. Согласно М. Де Флюэру, функционирование системы СМК направлено на обеспечение аудитории «развлекательным» содержанием, способным привлекать самые широкие слои «платежеспособной» части аудитории1. Потребление развлекательного содержания неразрывно связано с потреблением рекламы тех или иных продуктов и услуг. Таким образом, массовая коммуникация навязывает представителям аудитории роль активных роль потребителей рекламируемых продуктов.

В случае сетевой коммуникации речь идет о двустороннем процессе, где и генератор, и получатель информации обладают актив-


*Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ МК-1083.2005.6

Тихонова Софья Владимировна — канд. филос. наук, доцент кафедры связей с общественностью и рекламы Саратовского государственного социально-экономического университета (e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ); Афанасьев Илья Александрович — канд. филос. наук, доцент кафедры философии и политологии Саратовского государственного социально-экономического университета (e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )

[15]


ными, формирующими эту коммуникацию ролями. Сетевая коммуникация концентрируется «вокруг потоков капитала, потоков информации, потоков технологии, потоков организационного взаимодействия, потоков образов, звуков и символов, доминирующих в процессах нашей экономической, политической и знаковой жизни»2. Фундаментом сетевой коммуникации являются сетевые технологии, которые предполагают активное использование Интернета и мобильной связи. Основными средствами коммуникации в сети являются электронная почта, интернет-чаты и интернет-форумы, а также широкое использование имеют sms- и mms-сообщения и основанные на них on-line чаты. Очень резко расширяются возможности мобильной коммуникации при использовании смартфонов последнего поколения и КПК (карманных персональных компьютеров). Мобильность и наличие средств быстрой и эффективной обработки и передачи информации является необходимым условиям деятельности сетевых структур.

Специфичность сетевой коммуникации во многом определяется особенностями Интернета как социокультурного феномена. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам. На сегодняшний день он представляет собой не только средство массовой информации и всемирный справочник, но и среду для общения, которую люди активно обживают и осваивают3. На уровне обыденного сознания эта ситуация проявляется в отождествлении формулировок "люди живут в Интернете" и «люди пользуются Интернетом». И пользователи, и исследователи единодушно считают, что Интернет — это особая «страна», «пространство», «территория» со своими «жителями». Иначе говоря, Интернет не просто важный фрагмент социальной реальности (а социальная природа среды общения несомненна), скорее, речь идет о социальной реальности особого рода. В этом качестве Интернет может быть рассмотрен как совокупность определенным образом взаимодействующих индивидуальных и коллективных идентичностей.

Субъектом коммуникации в Интернете является сетевая личность. «Отрыв» сетевой личности от индивидуальных качеств человека делает возможной ее принципиальную незавершенность; краткосрочность и уникальность коммуникативных ситуаций — автономность и атомарность. Сетевая личность потребляет, произ-

[16]


водит и распространяет информацию в условиях интерактивный среды, не приемлющей пассивности. Информация, циркулирующая в Интернете, не просто доступна широкому кругу пользователей, каждый из них может представить свою интерпретацию, доступную всем. Если массовая коммуникация предполагает экспансию публичного по отношению к приватному, то сетевая коммуникация «приватизирует» публичные структуры коммуникации, позволяя личности обживать и осваивать социальное пространство по собственному усмотрению.

По нашему мнению, на сегодняшний день существует фундаментальный риск разрыва между пространством массовых коммуникаций и пространством сетевых коммуникаций, который с течением времени превратится в основание новой планетарной стратификации.

Эта проблема заключается в следующем: для того, чтобы использовать возможности этих технологий, а значит, быть включенным в процесс сетевой коммуникации, индивиду необходимо иметь, во-первых, необходимые умения и навыки, во-вторых, доступ к тем операциональным средствам, с помощью которых осуществляется сетевая коммуникация. Пристальное рассмотрение этой проблемы свидетельствует о том, что актуальное и даже потенциальное количество людей на планете, имеющих необходимые знания и доступ к сетевым технологиям, очень мало. По данным ООН за 2000 г., количество грамотных людей на планете составляет чуть более 80%, однако сводный индекс доступности образования составляет только 65% 4. Кроме того, следует принимать во внимание, что, несмотря на то, что 4/5 населения Земли умеют читать и писать, этого явно недостаточно для использования сетевых технологий. Активными пользователями являются люди, имеющие высшее образование и определенный уровень доходов, делающий доступным необходимое оборудование, что снижает число потенциальных и актуальных пользователей в десятки раз. По данным различных рейтинговых агентств, общее число людей, регулярно пользующихся Интернетом на середину 2003 г., составляло чуть более 600 млн человек, т. е. около 10% мирового населения. При этом под регулярно пользующимся подразумевается человек, использующий Интернет не менее раза в месяц. Тогда число пользователей, использующих Интернет постоянно в своей профессиональной деятельности, в разы меньше числа общих пользователей. Кроме того, темпы прироста

[17]


пользователей Интернета замедляются и у экспертов, занимающихся прогнозами, вызывает сомнение преодоление миллиардного рубежа в 2005 г.5 При этом в развитых странах рост пользователей замедляется ввиду приближения предела охвата населения данными технологиями, а в слаборазвитых — из-за отсутствия необходимых ресурсов.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективах сетевой коммуникации. Имеется весьма противоречивая тенденция: с одной стороны, оперирование информацией, основанное на новых принципах, приводит к развитию индивидуального начала, увеличению коммуникативных возможностей, резко расширяет возможности личности в конструировании своего жизненного пространства. С другой стороны, доступ к сетевым технологиям весьма ограничен из-за отсутствия у большинства населения планеты необходимых навыков и материальных ресурсов и распространяется на 5-10% от общего числа жителей Земли. Поэтому перспективы реализации творческой активности в сетевом обществе для большинства людей остается весьма туманной. Все это чревато формированием двух больших социальных групп, разделенных по принципу доступа/недоступа к информационным технологиям. Люди, использующие сетевые технологии, постепенно становятся элитой формирующегося глобального космополитического общества, реализующие локальный проект второго модерна. При этом открытым остается вопрос о взаимодействии этого «просвещенного» меньшинства и остальной части населения Земли. Либо этот класс сумеет консолидировать население планеты на основании новых гуманитарных ценностей, использовании новых технологий и открытом принципе формирования элиты, либо монополизируя основную часть ресурсов и используя ее в своих интересах, элита будет формироваться по закрытому принципу, налагая ценз на использование информационных технологий на благо населения Земли.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 De Fleur M. Theories of Mass Communication. New York, 1966.
2 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 470.
3 Войскунский А. Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. 2001. № 11. С. 64.
4 Кому на Земле жить хорошо? // http://vip.lenta.ru/doc/2002/07/24/undp/_Printed.htm.
5 Шляхтина С. Интернет 2003 — итоги и прогнозы // http://www.comprice.ru/offline/2004-03.htm.

[18]

Изменено 08.11.2010 23:37
Еще в этой категории: « А. В. Тихонов Н. В. Седов »

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)