08.11.2010 21:36 Автор  Administrator
Оценить
(0 голоса)

 А. Ю. Азбель

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
МОЛОДЕЖНЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Система грантов как таковая сформировалась в России в конце 1991 г., когда практически одновременно был основан Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и стали проводиться конкурсы грантов для вузовских ученых. Последние конкурсы носили отраслевой характер и решали преимущественно одну из основных задач высшей школы — подготовку научных кадров, в силу чего одним из факторов оценки проектов было участие в их выполнении студентов, аспирантов и молодых ученых. За годы существования РФФИ и вузовской системы грантов соисполнителями выигравших проектов стали десятки тысяч молодых исследователей. Это, безусловно, повышало их научную квалификацию, но не обеспечивало им достаточной финансовой поддержки, а самое главное — не давало навыков самостоятельного участия в конкурсах, в то время как эти навыки необходимы для будущего профессионала в сфере науки.

Справедливости ради, следует упомянуть самостоятельный конкурс Министерства образования России на заграничные стажировки, по которому раз в два года выделялось несколько десятков гран-


Азбель Александр Юльевич — канд. физ.-мат. наук, зам. директора Конкурсного центра фундаментального естествознания Минобразования РФ. (e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

[6]


тов, и конкурс РФФИ для молодых ученых-соисполнителей «взрослых» проектов, который проводился всего два года и прекратил свое существование, по-видимому, в связи со сменой руководства президиума РАН. Кроме того, практически ежегодно проходил общероссийский конкурс на лучшую студенческую научную работу, но его победители получали не гранты, а медали или дипломы, а тематика конкурса была весьма эклектичной — от физики до тары и упаковки. В ряде регионов выделяли именные стипендии за успехи в учебе, а в Санкт-Петербурге с 1994 г. проходит масштабный конкурс персональных грантов для студентов, аспирантов и молодых специалистов города, по итогам которого ежегодно определяется до тысячи победителей; к сожалению, размер гранта в этом конкурсе носит чисто поощрительный характер. Ограниченная персональная поддержка молодых ученых и весьма существенная поддержка региональных конкурсов грантов для молодежи осуществлялась в рамках Федеральной целевой программы поддержки интеграции высшего образования и фундаментальной науки, но эта программа в 2004 г. прекратила свое существование.

 Полномасштабной же системы конкурсной поддержки научного творчества молодежи в России не существовало до 2002 г., когда впервые был проведен конкурс грантов для молодых кандидатов наук Министерства образования России, организованный на основе опыта Санкт-Петербургских конкурсов грантов для научной молодежи. На конкурс было подано 800 заявок, по результатам конкурса присуждено 227 грантов, объем финансирования гранта за два года его действия составил от 450 до 540 тыс. рублей. Дальнейшим развитием системы конкурсной поддержки научной молодежи высшей школы стали проведенные в 2003 и 2004 г. конкурсы грантов для аспирантов вузов Министерства образования. В этих конкурсах приняли участие 4465 соискателей, по итогам конкурсов получил финансовую поддержку 1481 аспирант. Объем гранта составил в 2003 г. 100 тыс. рублей (со сроком действия 1 год), в 2004 г. — 60 тыс. рублей (со сроком действия полгода). Данные конкурсы унаследовали все характерные особенности конкурсов грантов Министерства образования:

а) соискатель мог ознакомиться с эксперт-анкетами своего проекта, что имело исключительно важное воспитательное значение именно для молодых ученых, а также в значительной степени способствовало квалифицированности и объективности экспертизы;

[7]


б) финансирование грантов осуществлялось по свободной смете;

в) заявочные и отчетные документы имели максимально простую форму.

К сожалению, в результате реорганизации органов государственного управления конкурсы Минобразования для молодых ученых были ликвидированы. В конце 2004 г. был еще проведен конкурс проектов, выполняемых студентами, аспирантами и молодыми кандидатами наук, в рамках ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы», по итогам которого получили поддержку 106 студентов, 321 аспирант и 346 кандидатов наук, а объем гранта составил соответственно 75 тыс. рублей, 150 тыс. рублей и 200 тыс. рублей. Данный конкурс проводился по правилам, принятым для научно-технических программ, со всеми вытекающими для соискателей и грантополучателей специфическими, мягко говоря, последствиями. Однако и этот конкурс в 2005 г. не проводился и, по всей видимости, больше проводиться не будет.

Реально в 2005 г. действовали следующие конкурсные формы массовой поддержки научной деятельности молодых ученых.

1. Гранты Президента Российской Федерации для поддержки молодых ученых — докторов наук и кандидатов наук и их научных руководителей. В данном конкурсе, проводимом с 2003 г., одним из факторов конкурсного отбора служит степень соответствия проводимых исследований приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, а также теме защищенной кандидатской диссертации (для кандидатов наук). По сути, это единственный в настоящее время более или менее полноценный конкурс грантов для научной молодежи, но он был бы гораздо более полноценным, если бы соискатели имели возможность ознакомиться с экспертной оценкой своих проектов. Размеры грантов в этом конкурсе не астрономические, но и не символические: 150 тыс. рублей в год для молодых кандидатов и 250 тыс. рублей в год для молодых докторов со сроком финансирования 2 года.

2. Конкурсы для молодых докторов и молодых кандидатов наук в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002–2006 г.». Данные конкурсы проводятся только по шести приоритетным направлениям ФЦНТП и требуют оформления неоправданно большого количества заявочных и отчетных документов, хотя те, кто не испугался

[8]


моря бумаг, в 2005 г. получили очень приличное вознаграждение — 360 тыс. рублей (молодые кандидаты) и 550 тыс. рублей (молодые доктора), причем фактически за два месяца. В 2006 г. объем грантов возрос соответственно до 400 тыс. рублей и 600 тыс. рублей. Стоит ли говорить, что об ознакомлении заявителей с экспертными заключениями в этом конкурсе речь не идет, как и о свободной смете расходов; впрочем, до некоторой степени спасает то, что дирекция ФЦНТП физически не в состоянии тщательно проверить разработанную в своих же недрах отчетную документацию.

3. Конкурс для аспирантов и студентов в рамках ФЦНТП, предусмотренный мероприятием 1.10 Программы. В действительности, в 2005 г. поддержка научно-исследовательской работы аспирантов и студентов в рамках ФЦНТП осуществлялась не на основе проведения самостоятельного конкурса, а в форме дополнительного финансирования проектов, в состав исполнителей которых по условиям конкурса должны включаться молодые исследователи, в том числе студенты и аспиранты. Тем самым адресность и персонификация поддержки молодых исследователей, а также тематика их научной работы не определяются организаторами конкурса, а остаются целиком на усмотрении руководителей проектов. Возможно, это не случайно, поскольку очень трудно представить студента или даже аспиранта, сумевшего полностью оформить всю конкурсную и отчетную документацию.

4. Конкурс для поддержки научных школ. По условиям этого конкурса половину фонда заработной платы необходимо выплачивать молодым ученым — участникам научной школы. Их персональный состав и тематика научной работы организаторами конкурса не определяются.

5.Конкурсы на стажировки молодых ученых — конкурс в рамках ФЦНТП, совместный конкурс Министерства образования и науки и CRDF (Американский фонд гражданских исследований), совместный конкурс Министерства образования и науки и DAAD (Германская служба академических обменов). В 2006 г. лот на стажировки в российских научных центрах снят с конкурса (возможно, потому, что дирекция ФЦНТП не в состоянии оформить 300 контрактов, планировавшихся по итогам данного лота), в рамках ФЦНТП остались только зарубежные стажировки. CRDF финансирует стажировки только в 16 российских научно-образовательных центрах, созданных при его содействии, DAAD — только стажиров-

[9]


ки в научных центрах Германии. По каждому из этих конкурсов ежегодно присуждается порядка 100 грантов.

Что касается других зарубежных фондов, то поддержка с их стороны имеет, как правило, узкоспециализированный характер и далеко не всегда соответствует национальным интересам России. Деятельность российских частных фондов по поддержке научной молодежи пока развита слабо, единственным стабильным и достаточно масштабным примером такого рода служат стипендии Потанина, но они не являются грантами на научную деятельность.

Таким образом, в настоящее время еще не сложилась целостная система конкурсной поддержки фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными по всему спектру научных направлений, традиционно развитых в России. Если молодые кандидаты наук все же имеют возможность получения конкурсной поддержки своих научных исследований, то такая важнейшая для сохранения преемственности научных школ категория молодых ученых, как аспиранты, практически полностью лишилась этой возможности. Полностью отсутствует государственная поддержка научной работы студентов, несмотря на то, что внедряемый институт магистратуры фактически подразумевается в качестве первой ступени профессиональной подготовки научных кадров. Изменить ситуацию с поддержкой молодых (и не только молодых) ученых в России, чтобы научная эмиграция не была единственным путем построения профессиональной карьеры талантливого исследователя — актуальная задача при подготовке научных кадров современной России.

(10)

Изменено 08.11.2010 22:03
Еще в этой категории: А. В. Тихонов »

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)